Родительская гостиная
«Зачем нам нужен логопед?»
Подготовили и провели:
учитель-логопед Шарифова Н.В.,
воспмтатель Исупова Т.Ф.,
музыкальный руководитель Кожухарева М.А.
Задачи:
- Акцентировать внимание родителей на важности их участия в логопедической работе и значимости их помощи.
- Знакомить родителей с формами и приемами работы логопеда (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, постановка и автоматизация звуков), с правилами выполнения домашних заданий по индивидуальной тетради логопеда.
- Показать значимость взаимодействия логопеда, воспитателей и родителей в работе над речью детей.
Оборудование:
Костюм Мышки, елка с шишками, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, произнесения звука Ш, карточки с чистоговорками и скороговорками, сундучок, контейнер с фасолью и мелкими игрушками, 2 стаканчика, 3 косынки, угощенье, большая «Тетрадь дл заданий логопеда».
Участники собрания:
родители, дети, Мышка, воспитатель, ведущий — логопед, музыкальный руководитель.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем необычном собрании. Сегодня дети покажут и расскажут вам, зачем им нужен логопед, как интересно, увлекательно, а главное, полезно работать над своей речью.
Выходят два ребенка и читают стихотворение Л. Фадеевой «Беседа»
1-й ребенок | Взрослым очень интересно то, Что всем давно известно: Как зовут, и кем ты будешь, И кого ты больше любишь: Маму, папу или братца? Все не могут разобраться. |
2-й ребенок | А вот завтра я поеду На беседу к логопеду! Он мне скажет: порычи, Он попросит: помычи. Пошипи и пожужжи, И язык мне покажи. Хорошо пойдет беседа У меня и логопеда! |
Дети (хором) | Мы откроем вам секрет, Зачем нам нужен логопед! |
Инсценировка рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква»
1-й ребенок | Ой, ребята, смотрите, какая елка выросла! |
2-й ребенок | Да, а на елке сыски висят |
1-й ребенок | Ой, умру от смеха! Сыски! Пять лет девчонке, а говорит «сыски»…ха-ха-ха! |
2-й ребенок | Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски». а у меня высвистывается «сыски»… |
1-й ребенок | Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых пять вывалилось да два шатаются, а все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда здорово — хыхки! Вот как у меня ловко выходит. |
2-й ребенок | Неправильно! Ты говоришь хыхки, а надо сыски! |
1-й ребенок | Именно, что не надо сыски, а надо хыхки. |
Вбегает Мышка.
Мышка | Вы сего тут стоите? Никакие это не сыски и не хыхки! А правильно надо говорить фыфки! |
Ведущий | А ты кто такая? |
Мышка | Я миська. Я хосю к вам в садик ходить. |
Ведущий | Кто-кто? Миска? |
Мышка | Не-е-ет! Миська! |
Ведущий | Мишка что ли? |
Мышка | Да нет! Миська я — пи-пи-пи! Я Миська-ноюська, селенькое бьюська, хосю быть васей подъюськой. |
Ведущий | Что-то мы тебя плохо понимаем. Если ты хочешь ходить в наш садик, тебе нужна помощь логопеда. |
Мышка | Засем мне нузен егопед? |
Ведущий | Чтоб уберечь от разных бед. Кто очень быстро говорит И звуки искажает, Сказать, не думая, спешит, Того не понимают. Он правильно научит говорить — Не торопиться, не спешить. И станет твоя речь красивой, И четкой, и неторопливой. |
Мышка | Ой! Хосю-хосю науситься говоить! А сто нужно для этого делать? |
Ведущий | Ребята, подскажите Мышке, что нам помогает говорить? |
Дети отвечают.
Правильно, в первую очередь нужно, чтобы работали наши органы артикуляции. А что вы для этого делаете? | |
Дети | Артикуляционную гимнастику, массаж лица. |
Дети вместе с ведущим выполняют массаж лица (Крупенчук).
Ведущий демонстрирует картинки-символы для артикуляционной гимнастики, читает стихотворение к каждому упражнению. Дети и родители выполняют упражнения под музыку.
Артикуляционная гимнастика в стихах
- Лягушка — хоботок
Свои губки прямо к ушкам
Растяну я как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня. - Часики
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
Тик-так, тик-так! - Толстячок — худышка
Свои щечки я надую,
Толстячком забавным буду.
Щучки втягиваю в рот,
Я худышка теперь, вот! - Непослушный язычок
Непослушный язычок
Надо нам размять.
Покусать зубками
И пошлепать губками. - Качели
Вот веселые качели
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись. - Лошадка
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости.
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог! - Чашечка
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй! - Вкусное варенье
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенье — объеденье! - Маляр
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок.
Будет чистым (вот дела!)
Все до дальнего угла! - Змейка
Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала.
Жало вынула опять,
Хочет всех нас напугать. - Барабан
Язычок мой крепким станет,
Барабанить не устанет.
Барабана страшный гром
Оглушит огромный дом! - Индюк
Индюку и лучший друг
Честно скажет: «Ты индюк» - Пароход
Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел —
Прямо по морю пошел!
Ведущий: А еще. чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить. Наши ребята умеют выполнять пальчиковую гимнастику.
Дети и родители выполняют кинезиологические упражнения:
- Колечко
- Ладонь — кулак — ребро
- Ладошка — кулачок
- Лезгинка
Мышка | Какая замесятельная гимнастика! |
Ведущий | Сейчас мы проверим, какие ловкие пальчики у ребят и родителей. |
Двум детям и Мышке завязывают глаза. Они достают игрушки из контейнера с фасолью. То же делают затем ребенок и родитель
Конкурс «Золушка»
Нужно разложить фасоль в два стаканчика по цвету. Участвует ребенок и родитель.
Ведущий | Давайте скажем спасибо нашим помощникам в речи |
Дети (хором) | Спасибо нашим пальчикам, Спасибо язычку, Красиво, четко, правильно Я говорить хочу! |
Физкультминутка
Ведущий: Мышка, а еще наши ребята знают стихотворение про твоих знакомых — мышат и кота Тимошу. Мы сейчас тебе расскажем и покажем.
Кот Тимоша жил на крыше, | Дети делают руками «крышу» над головой. |
Ниже в доме жили мыши. По стене взбирались мыши, |
Наклоняются вниз, достают до носочков. |
Не боясь кота на крыше. | «Шагают» пальцами рук по ногам вверх. |
Караулил кот мышей, | Прислушиваются. |
Вынув пробки из ушей. | «Вынимают» пробки из ушей. |
Он готовил мышеловки, | Хлопают в ладоши. |
Но мышата были ловки. | Прыгают. |
Спрятавшись за спину Тишки, | Ставят ладони перед лицом. |
С ним играли в кошки-мышки! | Выглядывают из-за ладоней с одной и другой стороны. |
Ведущий | Вот мы и подготовили свои органы речи. Давайте теперь научимся правильно звуки произносить. |
Ведущий показывает картинку-символ звука Ш.
Мышка, покажи, как шипит змея | |
Мышка | С-с-с-с-с-с-с-с, ф-ф-ф-ф-ф-ф-ф |
Дети | Неправильно! |
Мышка | А как зе надо? |
Ведущий | Язык как чашку подними, Губки бубликом сложи. Дуй вперед, и без сомненья, Получается шипенье. |
Мышка | (пробует перед зеркалом) Ой. полусяется! Ш-ш-ш, ша-ша-ша, шушу-шу, шо-шо-шо! Ш-ш-шиш-ш-ш-ки, мыш-ш-ш-ка! |
Ведущий | А чтобы звук лучше получался, нужно проговаривать различные чистоговорки и скороговорки. |
Игра «Подбери рифму»
Ведущий раздает родителям карточки с предложениями, например: «Наша Маша хороша», ребенок произносит цепочку слогов: «ша-ша-ша», и др., взрослый у которого подходящее по рифме предложение, зачитывает его. Затем дети хором повторяют получившуюся чистоговорку.
Ша-ша-ша — наша Маша хороша
Ши-ши-ши — ешьте кашу малыши
Шу-шу-шу — я флажком машу
Шо-шо-шо — летом очень хорошо
Аша-аша-аша — это наша Даша
Ошка-ошка-ошка — мышку ловит кошка.
Конкурс скороговорочников
Ведущий: Сейчас мы проверим, как хорошо у родителей работают органы речи.
Родители достают из сундучка карточки со скороговорками, зачитывают их как можно быстрее и четче, и определяют , на автоматизацию какого звука она направлена.
Скороговорки
- Наша Даша под душем
Моет шею и уши. - Два дровосека, два дроворуба
На дворе дрова топорами рубят. - Пилит толстый ствол пила,
Накалилась добела. - Черепашка очень четко
Отчеканила чечетку. - Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. - Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот. - Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается,
Почему никто не радуется? - Мимозы не розы,
От них нет занозы. - Дадим киске суп в миске,
Съест суп киска — опустеет миска. - От топота копыт пыль по полю летит.
Ведущий: Молодцы, родители, хорошо потрудились! А теперь послушайте частушки, как наши дети занимаются с логопедом.
Частушки
На уроки к логопеду
Аж в припрыжку я бегу.
Ведь учительнице строгой
Показать язык могу.
Мимо двери логопеда
Я с волненьем прохожу:
То засунет в рот мне шпатель,
То заставит: жу-жу-жу.
Мы играем в пулемет,
Мы трещим как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация.
В дидактические игры
Они очень помогают
Звуки нам запоминать.
Написали мне в тетради
Трудное задание.
Даже бабушка сказала:
— Что за наказание!
Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!
Пока мы частушки пели,
Заплелися языки.
Вы похлопайте погромче,
Мы старались как могли!
Мышка | Ой, мне все так понравилось, все так интересно! буду у вас в садике заниматься. |
Ведущий | Милая Мышка, чтобы действительно научиться красиво говорить, нужно не только в садике заниматься, но и домашние задания логопеда регулярно выполнять! А чтобы ты знала, как правильно заниматься дома, вот тебе в помощь «Тетрадь для занятий с логопедом». |
Мышка | Спасибо большое! Вы мне очень помогли. Обязательно буду заниматься. И вы про свои тетради не забывайте. А сейчас я хочу подарить вам маленькие подарки. |
Мышка вручает детям угощение.