В гостях у сказки

image_pdfimage_print

Совместное мероприятие для детей и родителей «В гостях у сказки»

Подготовили и провели:

Учитель-логопед Шарифова Н.В.
Музыкальный руководитель Кожухарева М.А.
Воспитатель Бурцева Н.В.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок мягкий, добрый, как дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Ю. Коваль говорил: «Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила».

Цель:

закрепление знаний детей и родителей сказок в игровой форме.

Задачи:

  • Активизировать словарь по теме «Сказки», учить узнавать знакомые сказки по заданиям;
  • Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность, познавательную сферу, воображение, память, умение быстро переключаться с одной игры на другую;
  • Развивать навыки импровизации средствами мимики, движений; учить соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки;
  • Упражнять в грамматически правильном построении предложений;
  • Развивать тонкую моторику;
  • Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству;
  • Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, желание оказывать помощь;
  • Показывать радость общения родителей и детей в процессе игры.

Предварительная работа:

Чтение и драматизация сказок, беседы о поступках сказочных героев, выполнение поделок по сказочным сюжетам, отгадывание загадок, рисование волшебных предметов.

Задание родителям: вспомнить волшебные слова из сказок.

Оборудование:

костюмы сказочных героев, набор картинок с изображением сказочных героев, иллюстрации русских народных сказок – слайды, проектор, ноутбук, экран, аудиозапись, сказочный домик, русский народный костюм для Бабушки-Рассказушки, магнитная доска.

 

Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг, а родители – около своих детей.

Реб. Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить.
Воспит. Сегодня мы отправляемся в гости к сказкам.

Звучит аудиозапись «В гостях у сказки», в домике открывается окошко, там сидит Бабушка-Расказушка.

Бабушка: Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои маленькие ребятушки и большие девочки и мальчики. Я — Бабушка-Расказушка, люблю сказки рассказывать, люблю сказки слушать. А сегодня хочу проверить, как хорошо вы сами знаете сказки.

Пальчиковая гимнастика (Н.А. Шаройко)

Раз, два, три, четыре, пять –
Любим сказки мы читать.
Царевна-лягушка,
Конек-горбунок,
Мышка-норушка и Колобок,
Курочку Рябу назвать еще надо.
Героев из сказок вспомнить мы рады.

Дети разжимают сжатые в кулачки пальцы, начиная с мизинца, хлопают в ладоши, сжимают пальцы в кулак, начиная с большого, хлопают в ладоши.

Бабушка показывает детям картинки с изображением сказочных героев (картинки на магнитной доске)

Дети Фея, Баба Яга, Кощей, Снегурочка, Буратино, Колобок и др.
Бабушка А как называется сказочный домик?
Дети Теремок

Пальчиковая гимнастика «Теремок» (Т.А. Ткаченко)

Стоит в поле теремок (дети делают «домик» — складывают руки над головой)
На двери висит замок (руки «в замке», двигать кистями вперед-назад, вправо-влево)
Открывает его волк.
Дерг-дерг, дерг-дерг.
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок.

Дети и родители садятся на стулья.

Вопросы-загадки по сказкам (В. Степанов)

Дети отвечают на вопрос — на экране появляется иллюстрация к сказке.

  • В названии каких сказок есть числа 3, 7? («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»)
  • Какая сказка начинается зимой, а заканчивается летом? («Снегурочка»)
  • Название какой сказки является названием овоща? («Репка»)
  • Название какой сказки является названием домашней птицы? («Курочка Ряба»)
  • О каких сказках идет речь?
    1. Нет ни речки, ни пруда,
      Чтоб воды напиться.
      Очень вкусная вода
      В ямке от копытца («Сестрица Аленушка …»)
    2. Что за домик этот странный,
      Небольшой и деревянный?
      Там живут комар, лягушка,
      Ёж, лиса и мышь-норушка.
      Крепко заперли замок.
      Что за сказка? («Теремок»)
    3. Уплетая калачи,
      Ехал парень на печи.
      Прокатился по деревне
      И женился на царевне. («По щучьему велению»)
    4. Перед волком не дрожал,
      От медведя убежал,
      А лисе на язычок
      Все ж попался …. («Колобок»)
    5. Возле леса на опушке
      Трое их живет в избушке.
      Там три стула и три кружки,
      Три кровати, три подушки.
      Угадайте без подсказки,
      Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
    6. Круглый бок, желтый бок,
      На грядке вырос колобок.
      И к земле прирос он крепко.
      Что за сказка? Это … («Репка»)
    7. Ах ты, Петя-простота,
      Сплоховал немножко.
      Не послушался кота,
      Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
    8. Ждали маму с молоком,
      А пустили волка в дом.
      Кто же были эти
      Маленькие дети? («Волк и семеро козлят»)

Загадки для мам (загадывают дети)

  1. Трое их, и до чего же
    Братья дружные похожи:
    Носик круглый пятачком,
    Хвостик маленький крючком. («Три поросенка»)
  2. Над простым моим вопросом
    Не потратишь много сил:
    Кто мальчишку с длинным носом
    Из полена смастерил? («Папа Карло»)
  3. Он хозяина любил,
    Верно он ему служил.
    Сапоги носил и злого
    Людоеда победил. («Кот в сапогах»)
  4. Много серебра и злата
    В сундуках своих он прятал.
    В мрачном он дворце живет
    И чужих невест крадет. («Кощей Бессмертный»)
  5. Стрела у Ивана,
    Как птица в полете.
    Жена у Ивана
    Живет на болоте. («Царевна-лягушка»)
  6. В детстве все над ним смеялись,
    Оттолкнуть его старались:
    Ведь никто не знал, что он
    Белым лебедем рожден. («Гадкий утенок»)

Воспит. Наши ребята умеют сказки не только рассказывать, но и показывать. А вы внимательно смотрите и отгадайте, из какой сказки пришли сказочные герои.

Драматизация фрагментов из сказок:

«Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро Козлят», «Заюшкина избушка»

Бабушка: Давайте притаимся за кустиками и послушаем звуки леса.

Звучит аудиозапись: «Эй, ты, косолапый, куда идешь?»
Как, по-вашему, кто это?
Дети: Медведь.
А почему у него такое прозвище?
Дети отвечают.
Покажите походку косолапого мишки.
Дети изображают медведей под музыку.
Слушаем дальше
«Эй, рыжая!»
Кто это?
Дети: Лиса.
А почему у нее такое прозвище?
Дети отвечают и двигаются под музыку, изображая лису.
Слушаем дальше.
«Не стрекочи так, белобока, весь лес растревожишь!»
О ком, интересно, так говорят?
Дети отвечают и двигаются под музыку, как стайка сорок.
Слушаем дальше.
«Косой, куда прыгаешь?»
Кого в сказках называют косым?
Дети под музыку превращаются в зайчиков.

Бабушка: А теперь ответьте на вопросы: (дети отвечают полными предложениями)

  • Из чего слепили Снегурочку?
  • Кого выгнала лиса из избушки?
  • За кем стоит Жучка?
  • Кем стал Иванушка, когда попил из копытца?
  • От кого ушел Колобок?
  • Кто помогал Емеле?
  • Кому нес Медведь пирожки?
  • Каких животных не было в сказке «Репка»? (Герои сказки представлены на магнитной доске)
  • Кто оказался в этой сказке самым сильным?
  • Для чего баба и дед пытались разбить яичко?
  • Куда мечтала попасть Золушка?

Вот и мы с вами сейчас попадем на бал.

Танец «Полька»

Игра для родителей «Сказочные превращения»

  • Нужно изобразить, как Иван-царевич скачет на Сивке-Бурке,
  • Летит Жар-птица,
  • Идет на цыпочках Василиса Прекрасная,
  • Летят гуси-лебеди,
  • Шагают великаны,
  • Идут гномы,
  • Скачет лягушка-квакушка.

Игра «Сложи сказку»

Дети выкладывают сюжетные цепочки по сказкам

Игра «Угадай сказку» (загадывают родители)

Отгадайте, из какой сказки эти слова:

  • Дед бил-бил, не разбил.
  • Выгляни в окошко, дам тебе горошку!
  • А ну-ка, ведра, идите сами домой!
  • Не ешь меня, я тебе песенку спою!
  • Прыгнула она через костер и растаяла.
  • Тянут-потянут, вытянуть не могут.
  • Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, за синие реки…
  • Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
  • Я – лягушка-квакушка, а ты кто?
  • Кто сидел на моем стуле и сдвинул его?
  • Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…
  • Печка, матушка, спрячь меня.

Дети исполняют песню «Сказочная страна»

Игра «Стань волшебником»

Дети находят в музыкальном зале волшебный сундук с сюрпризом. Родители, подходя к сундуку, вспоминают волшебные слова сказочных героев.

Вопросы-подсказки:

  • С помощью каких слов можно было сварить кашу в горшочке? (раз, два, три, горшочек, вари)
  • Какие слова велела Емеле произносить щука? (по щучьему велению, по моему хотению)
  • Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио? (крэкс, пэкс, фэкс)
  • Какие слова нужно было сказать дудочке, чтобы найти землянику? (дудочка, играй!)
  • Какие слова нужно было произнести в сказке «Цветик-семицветик»? (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели!)
  • Какими словами вызывали Конька-горбунка? (Сивка-Бурка, вещая коурка, встань передо мной, как лист перед травой)
  • Какие волшебные слова говорил Иванушка, чтобы избушка Бабы Яги к нему повернулась? (Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом)
  • Какие слова говорил Али-баба, чтобы открылась пещера с богатством? (Сим-сим, откройся!)

Бабушка: Как интересно и весело было сегодня в гостях у сказок! Я поняла, что мамы и дети хорошо знают их! Все молодцы! А какой же сказочный герой поможет нам открыть волшебный сундук? Правильно, Буратино, ведь у него есть золотой ключик.

Бабушка открывает сундук золотым ключиком и дарит детям книгу «Сказки» и сладкое угощение

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Волина В.В. Занимательное азбуковедение . М., 1991.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 1997.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1999.
Алексеева О.А. «В гостях у сказок». Журнал «Логопед» № 9 2015.