Совместное мероприятие для детей и родителей «В гостях у сказки»
Подготовили и провели:
Учитель-логопед Шарифова Н.В.
Музыкальный руководитель Кожухарева М.А.
Воспитатель Бурцева Н.В.
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок мягкий, добрый, как дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Ю. Коваль говорил: «Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила».
Цель:
закрепление знаний детей и родителей сказок в игровой форме.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме «Сказки», учить узнавать знакомые сказки по заданиям;
- Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность, познавательную сферу, воображение, память, умение быстро переключаться с одной игры на другую;
- Развивать навыки импровизации средствами мимики, движений; учить соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки;
- Упражнять в грамматически правильном построении предложений;
- Развивать тонкую моторику;
- Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству;
- Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, желание оказывать помощь;
- Показывать радость общения родителей и детей в процессе игры.
Предварительная работа:
Чтение и драматизация сказок, беседы о поступках сказочных героев, выполнение поделок по сказочным сюжетам, отгадывание загадок, рисование волшебных предметов.
Задание родителям: вспомнить волшебные слова из сказок.
Оборудование:
костюмы сказочных героев, набор картинок с изображением сказочных героев, иллюстрации русских народных сказок – слайды, проектор, ноутбук, экран, аудиозапись, сказочный домик, русский народный костюм для Бабушки-Рассказушки, магнитная доска.
Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг, а родители – около своих детей.
Реб. | Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети. Сказки учат нас добру И прилежному труду. Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить. |
Воспит. | Сегодня мы отправляемся в гости к сказкам. |
Звучит аудиозапись «В гостях у сказки», в домике открывается окошко, там сидит Бабушка-Расказушка.
Бабушка: Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои маленькие ребятушки и большие девочки и мальчики. Я — Бабушка-Расказушка, люблю сказки рассказывать, люблю сказки слушать. А сегодня хочу проверить, как хорошо вы сами знаете сказки.
Пальчиковая гимнастика (Н.А. Шаройко)
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим сказки мы читать.
Царевна-лягушка,
Конек-горбунок,
Мышка-норушка и Колобок,
Курочку Рябу назвать еще надо.
Героев из сказок вспомнить мы рады.
Дети разжимают сжатые в кулачки пальцы, начиная с мизинца, хлопают в ладоши, сжимают пальцы в кулак, начиная с большого, хлопают в ладоши.
Бабушка показывает детям картинки с изображением сказочных героев (картинки на магнитной доске)
Дети | Фея, Баба Яга, Кощей, Снегурочка, Буратино, Колобок и др. |
Бабушка | А как называется сказочный домик? |
Дети | Теремок |
Пальчиковая гимнастика «Теремок» (Т.А. Ткаченко)
Стоит в поле теремок (дети делают «домик» — складывают руки над головой)
На двери висит замок (руки «в замке», двигать кистями вперед-назад, вправо-влево)
Открывает его волк.
Дерг-дерг, дерг-дерг.
Пришел Петя-петушок
И ключом открыл замок.
Дети и родители садятся на стулья.
Вопросы-загадки по сказкам (В. Степанов)
Дети отвечают на вопрос — на экране появляется иллюстрация к сказке.
- В названии каких сказок есть числа 3, 7? («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»)
- Какая сказка начинается зимой, а заканчивается летом? («Снегурочка»)
- Название какой сказки является названием овоща? («Репка»)
- Название какой сказки является названием домашней птицы? («Курочка Ряба»)
- О каких сказках идет речь?
- Нет ни речки, ни пруда,
Чтоб воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца («Сестрица Аленушка …») - Что за домик этот странный,
Небольшой и деревянный?
Там живут комар, лягушка,
Ёж, лиса и мышь-норушка.
Крепко заперли замок.
Что за сказка? («Теремок») - Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По щучьему велению») - Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисе на язычок
Все ж попался …. («Колобок») - Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя») - Круглый бок, желтый бок,
На грядке вырос колобок.
И к земле прирос он крепко.
Что за сказка? Это … («Репка») - Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса») - Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? («Волк и семеро козлят»)
- Нет ни речки, ни пруда,
Загадки для мам (загадывают дети)
- Трое их, и до чего же
Братья дружные похожи:
Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком. («Три поросенка») - Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил:
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? («Папа Карло») - Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил. («Кот в сапогах») - Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. («Кощей Бессмертный») - Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте. («Царевна-лягушка») - В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. («Гадкий утенок»)
Воспит. Наши ребята умеют сказки не только рассказывать, но и показывать. А вы внимательно смотрите и отгадайте, из какой сказки пришли сказочные герои.
Драматизация фрагментов из сказок:
«Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро Козлят», «Заюшкина избушка»
Бабушка: Давайте притаимся за кустиками и послушаем звуки леса.
Звучит аудиозапись: «Эй, ты, косолапый, куда идешь?»
Как, по-вашему, кто это?
Дети: Медведь.
А почему у него такое прозвище?
Дети отвечают.
Покажите походку косолапого мишки.
Дети изображают медведей под музыку.
Слушаем дальше
«Эй, рыжая!»
Кто это?
Дети: Лиса.
А почему у нее такое прозвище?
Дети отвечают и двигаются под музыку, изображая лису.
Слушаем дальше.
«Не стрекочи так, белобока, весь лес растревожишь!»
О ком, интересно, так говорят?
Дети отвечают и двигаются под музыку, как стайка сорок.
Слушаем дальше.
«Косой, куда прыгаешь?»
Кого в сказках называют косым?
Дети под музыку превращаются в зайчиков.
Бабушка: А теперь ответьте на вопросы: (дети отвечают полными предложениями)
- Из чего слепили Снегурочку?
- Кого выгнала лиса из избушки?
- За кем стоит Жучка?
- Кем стал Иванушка, когда попил из копытца?
- От кого ушел Колобок?
- Кто помогал Емеле?
- Кому нес Медведь пирожки?
- Каких животных не было в сказке «Репка»? (Герои сказки представлены на магнитной доске)
- Кто оказался в этой сказке самым сильным?
- Для чего баба и дед пытались разбить яичко?
- Куда мечтала попасть Золушка?
Вот и мы с вами сейчас попадем на бал.
Танец «Полька»
Игра для родителей «Сказочные превращения»
- Нужно изобразить, как Иван-царевич скачет на Сивке-Бурке,
- Летит Жар-птица,
- Идет на цыпочках Василиса Прекрасная,
- Летят гуси-лебеди,
- Шагают великаны,
- Идут гномы,
- Скачет лягушка-квакушка.
Игра «Сложи сказку»
Дети выкладывают сюжетные цепочки по сказкам
Игра «Угадай сказку» (загадывают родители)
Отгадайте, из какой сказки эти слова:
- Дед бил-бил, не разбил.
- Выгляни в окошко, дам тебе горошку!
- А ну-ка, ведра, идите сами домой!
- Не ешь меня, я тебе песенку спою!
- Прыгнула она через костер и растаяла.
- Тянут-потянут, вытянуть не могут.
- Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы, за синие реки…
- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
- Я – лягушка-квакушка, а ты кто?
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его?
- Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк…
- Печка, матушка, спрячь меня.
Дети исполняют песню «Сказочная страна»
Игра «Стань волшебником»
Дети находят в музыкальном зале волшебный сундук с сюрпризом. Родители, подходя к сундуку, вспоминают волшебные слова сказочных героев.
Вопросы-подсказки:
- С помощью каких слов можно было сварить кашу в горшочке? (раз, два, три, горшочек, вари)
- Какие слова велела Емеле произносить щука? (по щучьему велению, по моему хотению)
- Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио? (крэкс, пэкс, фэкс)
- Какие слова нужно было сказать дудочке, чтобы найти землянику? (дудочка, играй!)
- Какие слова нужно было произнести в сказке «Цветик-семицветик»? (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели!)
- Какими словами вызывали Конька-горбунка? (Сивка-Бурка, вещая коурка, встань передо мной, как лист перед травой)
- Какие волшебные слова говорил Иванушка, чтобы избушка Бабы Яги к нему повернулась? (Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом)
- Какие слова говорил Али-баба, чтобы открылась пещера с богатством? (Сим-сим, откройся!)
Бабушка: Как интересно и весело было сегодня в гостях у сказок! Я поняла, что мамы и дети хорошо знают их! Все молодцы! А какой же сказочный герой поможет нам открыть волшебный сундук? Правильно, Буратино, ведь у него есть золотой ключик.
Бабушка открывает сундук золотым ключиком и дарит детям книгу «Сказки» и сладкое угощение
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Волина В.В. Занимательное азбуковедение . М., 1991.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 1997.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1999.
Алексеева О.А. «В гостях у сказок». Журнал «Логопед» № 9 2015.