Письменная консультация: Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза

image_pdfimage_print

Уважаемые родители! Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и лексико-грамматической стороной речи: дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков письма и чтения.

Цель представленных ниже игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие, элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звуки, составлять слово из заданных звуков.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков, — шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук «Ш». затем взрослый предлагает определить, какой звук есть во всех нижеприведенных словах:

  • жук, жаба, лыжи – «Ж»
  • чайник, ключ, очки – «Ч»
  • коса, усы, нос – «С»
  • селедка, Сима, лось – «Сь»
  • коза, замок, зуб – «З»
  • зима, зеркало, вазелин – «Зь»
  • цветок, яйцо, курица – «Ц»
  • лодка, стул, лампа – «Л»
  • липа, лес, лось – «Ль»
  • рыба, ковер, крыло – «Р»
  • рис, крепость, букварь – «Рь»

Нужно следить, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.

«Назови первый звук в слове»

Взрослый показывает игрушку (например, Буратино) и предлагает определить, с какого звука начинается её имя. После ответа малыша взрослый дает задание определить, с какого звука начинаются имена соседей, названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко.

«Назови последний звук в слове»

Для выполнения понадобятся картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Взрослый показывает картинку, просит ребенка назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук «Рь», а не «Р»).когда все картинки будут рассмотрены, родитель предлагает отложить в одну сторону картинки. На которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый сам отчетливо произносит согласный звук в конце слова.

«Подумай, не торопись»

Взрослый предлагает ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как он научился слышать и выделять определенные звуки в словах.

  • Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «СТОЛ». (Лапа, ластик…)
  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «СЫР». (Воробей, грач…)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был бы «К», а последний звук – «Ш». (Карандаш, камыш…)
  • Какое получится слово, если к слогу НО прибавить звук? (Нож, нос…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы на звук «М». (Мама моет Машу мочалкой.)
  • Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «У». (Бумага, дудочка, Буратино…)

«Составь слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и составить «рассыпавшееся»слово из звуков. Вначале предлагаются 2-3 звука, затем – 4-6 звуков:

  • А,  Й;     О,  Х;     У,  Х,  А;     Х,  О,  Р;     К,  О,  Т;
  • В,  А,  Т,  А;     Вь,  Э,  С,  Н,  А;     М,  А,  М,  А;     Мь,  Э,  Д,  Вь,  Э,  Дь.

Желаем Вам успехов! Только заинтересованность семьи к результатам логопедических упражнений приводит к успешности и поможет преодолеть трудности в овладении родным языком!