Уважаемые родители! Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и лексико-грамматической стороной речи: дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков письма и чтения.
Цель представленных ниже игр и упражнений – развивать у детей фонематическое восприятие, элементы звукового анализа и синтеза: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звуки, составлять слово из заданных звуков.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков, — шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Ребенок называет звук «Ш». затем взрослый предлагает определить, какой звук есть во всех нижеприведенных словах:
- жук, жаба, лыжи – «Ж»
- чайник, ключ, очки – «Ч»
- коса, усы, нос – «С»
- селедка, Сима, лось – «Сь»
- коза, замок, зуб – «З»
- зима, зеркало, вазелин – «Зь»
- цветок, яйцо, курица – «Ц»
- лодка, стул, лампа – «Л»
- липа, лес, лось – «Ль»
- рыба, ковер, крыло – «Р»
- рис, крепость, букварь – «Рь»
Нужно следить, чтобы ребенок четко произносил звуки, правильно называл твердые и мягкие согласные.
«Назови первый звук в слове»
Взрослый показывает игрушку (например, Буратино) и предлагает определить, с какого звука начинается её имя. После ответа малыша взрослый дает задание определить, с какого звука начинаются имена соседей, названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко.
«Назови последний звук в слове»
Для выполнения понадобятся картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Взрослый показывает картинку, просит ребенка назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове «дверь» последний звук «Рь», а не «Р»).когда все картинки будут рассмотрены, родитель предлагает отложить в одну сторону картинки. На которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый сам отчетливо произносит согласный звук в конце слова.
«Подумай, не торопись»
Взрослый предлагает ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как он научился слышать и выделять определенные звуки в словах.
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «СТОЛ». (Лапа, ластик…)
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «СЫР». (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы «К», а последний звук – «Ш». (Карандаш, камыш…)
- Какое получится слово, если к слогу НО прибавить звук? (Нож, нос…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы на звук «М». (Мама моет Машу мочалкой.)
- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «У». (Бумага, дудочка, Буратино…)
«Составь слово»
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и составить «рассыпавшееся»слово из звуков. Вначале предлагаются 2-3 звука, затем – 4-6 звуков:
- А, Й; О, Х; У, Х, А; Х, О, Р; К, О, Т;
- В, А, Т, А; Вь, Э, С, Н, А; М, А, М, А; Мь, Э, Д, Вь, Э, Дь.
Желаем Вам успехов! Только заинтересованность семьи к результатам логопедических упражнений приводит к успешности и поможет преодолеть трудности в овладении родным языком!