Формирование слоговой структуры слова у детей 4-6 лет

image_pdfimage_print

Консультация для родителей
Формирование слоговой структуры слова у детей 4-6 лет

Задачи:

  • формировать у родителей представления о слоговой структуре слова;
  • знакомить родителей с играми на развитие чувства ритма. Исправление нарушений слоговой структуры слова.

Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. Иногда ребенок искажает слова не из-за плохого звукопроизношения, а по другой причине.

Искажения бывают разными:

  • сокращения слоговой структуры слова: моток — молоток;
  • упущение слогообразующей гласной: пинино — пианино;
  • увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: команата — комната;
  • вставки согласных: лимонт — лимон;
  • сокращение стечения согласных: тул — стул;
  • пропуск отдельных согласных: аренье — варенье.

Ребенок овладевает структурными особенностями слов родного языка в 3 года. К этому возрасту малыш способен воспроизводить структуру слова любой степени сложности. Конечно, слова многосложной слоговой структуры, непонятные по смыслу детям, составляют исключения (паспортистка, квартиросъемщик и др.). Ребенок может сделать попытку повторить совершенно незнакомое и трудное по звучанию слово.

Родителям нужно запастись терпением, не умиляться неправильному произношению слова. а постараться, чтобы ребенок повторил его верно. Но этот метод подходит не всем. Важно знать, что для становления слоговой структуры слова значимы такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, темпоритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Именно эти неречевые процессы служат базовыми предпосылками к усвоению слоговой структуры слова.

Что делать? Выполнять несложные (неречевые) задания.

«Продолжи ряд (узор)»

Из готовых геометрических фигур выкладывается начало ряда (треугольник. квадрат, два круга, снова треугольник ….). Ребенок должен уловить последовательность ряда и продолжить его.

«Зеркало»

Ребенок — «зеркало». четко зафиксированную простую позу. Взрослый говорит:»Ну-ка. зеркальце. давай. так за мною повторяй …». Затем ребенок показывает позу, а взрослый повторяет ее.

«Повтори ритм»

«В гости мы шагаем,
Ритмы повторяем»
Взрослый хлопает в и топает в определенном ритме, ребенок повторяет действия. Это можно делать сначала медленно, затем быстрее. Можно одновременно проговаривать то, что делаете.

 

Обязательно поиграйте с ребенком в игры для ориентирование в схеме собственного тела, а также в в пространстве комнаты.

«Ладошки»

Ладошки вверх! (ребенок кладет на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз! (переворачивает ладони)
А теперь их набочок! (ставит ладони на ребро)
И зажали в кулачок! (сжимает кулачки)

«Голуби летели»

Ребенок кладет ладони на названную часть тела, а затем перекрестно меняет правую и левую руку местами.

Голуби летели, на плечи сели.
Местами поменялись…
И вверх улетели.
Голуби летели, на бока сели.
Местами поменялись…
И вверх улетели.
И т.д.

Можно сказать: уши, локти, пятки и т.д.

«Веселые игрушки»

Нужно расставить игрушки друг за другом. Говорим ребенку:»Скажи. кто первый», «Назови игрушку, она находится впереди куклы», «Назови игрушку, которая находится впереди мяча, но позади мишки». Для старших детей подойдет задание со сменой ролей. Пусть ребенок задает вам вопросы. Пофантазируйте. Вам понравится играть со своим ребенком.

«Робот»

Ребенок — «робот». он действует по команде. Взрослый говорит:»Вперед один шаг, стоп. Влево два шага, стоп. Назад три шага … «, ребенок выполняет инструкцию.

 

Далее можно подключить игры со словами.

«Узнай слово»

Дети рассматривают картинки, говорят, что на них нарисовано.
Варианты игры: «Узнай слово по первому слогу», «Узнай слово по последнему слогу». Взрослый может проговаривать один слог, а остальные, которые вслух не произносятся, простукиваются ладонью или отмечаются кивком головы. Ребенок произносит слово полностью.

«Курочка кудахчет»

Просим ребенка произнести, как курочка кудахчет: «ко», добавляем еще слог «шка». Желательно каждый раз спрашивать у ребенка:»Какое слово получилось?», «Что (кто) это такое (й)?» Пусть он объяснит полученное слово. Тогда вы поймете, сложились ли в голове у малыша слоги в слово.

Слова: кошка, кольца, кони, козы, кочка, корка, косы.

«Узнай слово по слогам»

На столе раскладываем картинки, называем их.. Проговариваем слова по слогам: «Мо-ло-ко». Спрашиваем у ребенка:»Какое слово получилось?» Очень медленно проговариваем слова по слогам так, как они звучат в речи (не «окаем») .

«Распутай слово»

Используются слова из предыдущей игры. Взрослый произносит слова по слогам. но не по порядку: «Ло-мо-ко, на-ны-ба». Ребенок называет слово.

 

Что нужно знать при обучении детей делению слов на слоги? Слог — часть слова. Только гласный звук образует слог: м — звук, а — звук, ма — слог. Сколько в слове гласных (букв, звуков), столько и слогов. Слова нужно произносить медленно, тянуть гласные звуки.

Для наглядности можно «прошагать» слово по слогам, отхлопать их, загибать пальцы, поднимать и опускать руку. выкладывать дорожку различными предметами или фишками по количеству слогов. Можно произнести слог, сделать оборот вокруг себя на 360, произнести второй слог, вновь обернуться кругом и т.д.

Список использованной литературы

Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Метод. пособие, М., 2019
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушения. М., 2026
Журнал Логопед № 3 2019