Консультация логопеда
«Методика проведения артикуляционной гимнастики дома»
Наша речь связана с движениями речевого аппарата. Важное место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение её велико – произношение звуков речи сложный двигательный навык.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков. Логопед в зависимости от формы звукового дефекта подберёт для Вашего ребёнка тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.
В основной комплекс движений для развития артикуляционного аппарата входят простые и характерные движения органов артикуляции во время речи – языка, челюстей, губ. Для каждой группы звуков логопед использует специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз служит характер дефектного произношения и соответствие рекомендуемых упражнений для выработки правильного произношения данного звука.
В силу особенностей дефекта выполнение артикуляционных упражнений вызывает серьёзные трудности, кропотливое и поэтапное преодоление которых просто необходимо, так как несоблюдение требований к выполнению упражнений резко снижает результативность работы логопеда, занимающегося с Вашим ребёнком.
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Её продолжительность – 5-10 минут. Дома упражнение выполняется сидя или стоя перед зеркалом, ребёнок должен видеть лицо родителя и своё. Проводить артикуляционную (речевую) гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды. Вы должны следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.
Выполнение упражнений идёт в такой последовательности:
- рассказ об упражнении с использованием игровых приёмов. Это очень важно, так как способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
- показ взрослым упражнения ребёнку;
- выполнение упражнения ребёнком перед зеркалом;
- контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки.
В начале работы вы, уважаемые родители, заметите напряженность движений языка, губ, челюстей ребёнка. Поддержите его ласковым словом, жестом. При условии вашей регулярной работы с ним постепенно скованность исчезнет, движения артикуляционного аппарата станут координированными и свободными. Ведь мало найти хорошего специалиста, гораздо важнее Ваше желание помочь ребёнку в преодолении недостатков звукопроизношения.
Желаю Успехов!