Коррекционно-образовательный проект для старших дошкольников с нарушениями речи
«Плюшевый мишка — друг всем детишкам»
Подготовили и провели:
Учитель-логопед Шарифова Н.В.
Музыкальный руководитель Кожухарева М.А.
Воспитатель Бурцева Н.В.
Цель проекта:
создание атмосферы общности интересов и условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего всестороннему и гармоничному развитию детей с речевыми нарушениями.
Задачи проекта
Образовательные:
- развивать познавательные и творческие способности, произвольную регуляцию деятельности;
- формировать представления о себе, как об активном члене коллектива, навыки социального поведения, взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;
- обогащать представления о многообразии животного мира;
- формировать у родителей представления о значении игрушек в жизни ребенка;
- создавать доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и родителей.
Коррекционно-развивающие:
- формировать полноценную фонетическую систему родного языка;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь, мелкую моторику и координацию движений;
- обогащать словарный запас;
- повышать уровень речевой компетентности детей и побуждать к активному общению со сверстниками и взрослыми;
- совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки;
- развивать эстетическое восприятие. интерес и любовь к художественному и народному слову.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность;
- воспитывать чувство коллективизма и доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, книгам;
- знакомить с русской культурой и народными традициями;
- привлекать детей и родителей к подготовке и участию в творческих мероприятиях (созданию реквизитов, развивающей среды, мини-музеев)
Для достижения целевых ориентиров, определенных ФГОС, среди которых речь занимает одно из центральных мест, необходима систематическая и своевременная коррекция речевых нарушений. С учетом 2 этой приоритетной цели разработан данный проект. Он предполагает создание единого коррекционно-развивающего пространства в сотворчестве логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей (законных представителей) и способствует успешной коррекции речевых нарушений, психологической реабилитации личности ребенка и развитию всех видов творчества детей (речевого, сценического, музыкального, художественного).
В реализации проекта принимают участие квалифицированные представители нашего ДОУ, а также родители (законные представители) детей.
Основные направления работы по реализации проекта:
- Развитие артикуляционной и мимической мускулатуры, формирование правильной воздушной струи, мелкой моторики и координации слов с движением.
- Использование элементов куклотерапии и театрализации.
- Знакомство детей с основными видами интонации, обучение передавать настроение голосом, мимикой, жестами.
- Автоматизация вводимых в речь звуков.
- Знакомство с устным народным творчеством, литературными произведениями и последующее их обсуждение.
- Организация выставки рисунков «Мой любимый мишка».
- Подготовка презентации для итогового мероприятия.
Основной речевой материал, используемый на занятиях:
- устное народное творчество;
- стихи детских поэтов (З. Александрова, А. Барто, В. Берестов, С. Маршак, С Михалков);
- сказки и рассказы:
- В. Бианки «Купание медвежат»
- В. Драгунский «Друг детства»
- А. Милн «Винни-Пух»
- М. Пляцковский «Разноцветные зверята»
- В. Сутеев «Умка хочет летать»
- Д. Харрис «Братец медведь и сестрица лягушка»
- Е. Чарушин «Медведица и медвежата»
Работа строится по принципу от простого к сложному. Речевая нагрузка распределяется строго индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка. большое внимание уделяется привлечению родителей к коррекционно-развивающему процессу.
Как много мишек есть на свете, их любят взрослые и дети
Музыкально-поэтическое представление
Предварительная работа: разучивание стихотворений и музыкальных номеров; конкурс рисунков «Мой любимый мишка», подготовка презентации «Как много медведей разных на свете», оформление музыкального зала.
Оборудование: аудиозаписи песен «Мишка, плюшевый мишка…» из м/ ф «Винни-Пух», «Песенки о медведях» из к/ф «Кавказская пленница», «Вернисаж» (муз. Р. Паулса, сл. И. Резника), оркестровая зарисовка на тему «Раз морозною зимой» (муз. Н. Книппер), музыка из м/ф «Тайна третьей планеты», аудиопроигрыватель, презентация, игрушечные медведи, корзинки, «ягоды» (конфеты).
Логопед. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале. Громкими аплодисментами встречайте юных артистов!
Под аудиозапись песни «Мишка, плюшевый мишка …» дети с игрушками (мишками)в руках входят в зал и встают полукругом.
Воспитатель.
У каждого в детстве был плюшевый мишка,
И был он нередко сестрой иль братишкой.
И к мягкому боку прижавшись щекой,
Мы с ним засыпали вечерней порой.
Ему доверяли секреты и тайны
И с ним никогда мы не знали печали.
мой плюшевый мишка, я очень скучаю…
Как жаль, что, взрослея, мы вас забываем.
Логопед. А наши ребята не забывают о своих медвежатах. У всех есть свой любимый мишка: у кого-то Топтыжка, у кого-то Тедди. И сейчас наши ребята покажут вам своих мишек.
1-й ребенок | Медвежонок плюшевый у меня живет, Кашу он не просит и не пьет компот. Шоколад не кушает и даже не шалит, Медвежонок плюшевый на стульчике сидит. |
2-й ребенок | Мягкий-мягкий мой мишутка, У него из меха шубка, Носик у него из кожи, До чего же он пригожий! |
3-й ребенок | Это Тимка, мой медведь, Не умеет он реветь, Не умеет он сердиться. Любит Тимка веселиться. Целый день мы с ним играем, И никогда не унываем. |
4-й ребенок | Это Тедди, он игрушка, У него два круглых ушка. Глазки-бусинки и вот Очень мягонький живот. |
5-й ребенок | Это мой медведь Топтыжка, он умеет читать книжки. — Но такого не бывает! — Мама за него читает! Книжку держит и Топтыжку — Они вдвоем читают книжку. |
6-й ребенок | Это мой медведь Потапка, Подает Потапка лапку, Головой кивать умеет, Мой Потапка всех умнее. |
7-й ребенок | А это мой медведь Степан, Он гулять умеет сам. Сам он песенки поет И никогда не устает. |
Логопед | Нет, такого не бывает, Все ребята сочиняют |
Дети (все вместе) | Мы не сочиняем, Мы с мишками играем! |
Логопед | В волшебной стране детства Чудеса иногда бывают, В волшебной стране детства Игрушки порой оживают. И не только мишки Читать умеют книжки. Куклы танец исполняют И талантом удивляют! |
Девочки исполняют танец «Куклы»
Разнообразен игрушечный мир, какие красивые куклы выступали перед нами. Но нашим ребятам больше нравятся не куклы. А кто — сейчас узнаем.
1-й ребенок | Как много разных игрушек: Машинок, кукол, зверюшек. Есть мячики яркие очень — Берите себе кто что хочет! А мне нужен маленький мишка, Не взрослый медведь, а малышка. Я стану с мишкой играть, его положу я в кровать, С утра приготовлю кашку, Одену его в рубашку. Скажу ему: «В садик пойдем скорей!» И будет у мишки много друзей. |
2-й ребенок | Этот мишка — мой ровесник, Мы растем, взрослеем вместе: Мне пять лет и мишке тоже, И мы с ним чуть-чуть похожи. Вместе любим сказки слушать И не любим кашу кушать. |
Логопед | Ребята, слышите, кто-то к нам идет. |
Под звукозапись «Мишка. плюшевый мишка…» входит Мишка (ребенок, одетый в костюм медвежонка)
Ты кто?
Мишка | Я — Мишка-топтыжка, Принес вам шишки. |
Логопед | Ах, спасибо, Мишка, Но наши ребятишки Совсем не любят шишки. |
Мишка | О-О-О, как же быть, Что мне ребятам подарить? |
Логопед | Знаешь, Мишка, не грусти, Ты им танец подари. |
Мишка | Эй, вы тоже не сидите, Танцевать со мной идите! |
Мальчики танцуют «Танец белых медведей» под аудиозапись «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница».
Логопед: Спасибо, Мишка, развеселил наших ребят. Вот тебе за это в подарок шоколад. Ребята, а вы знаете, какие бывают медведи?
Дети отвечают.
Молодцы, вы очень любознательные и много знаете. А теперь внимание на экран.
Проводится фотопрезентация «Как много медведей разных на свете»
1-й ребенок | Медведей на свете большое многообразие, Живут они в Европе и Азии, В Америке есть и на Севере тоже, Друг с другом медведи немного похожи. Но все таки каждый имеет отличия. Сейчас на экран ребята смотрите. Для вас все медведи представлены здесь. Итак, начинаем, покажем вам всех! |
2-й ребенок | Самый огромный медведь на планете — Это гризли, запомните, дети. Он очень силен и опасен бывает. В Америке гризли-медведь обитает. |
3-й ребенок | Белая манишка, черные штанишки. мягкий как из плюша, Бамбук он любит кушать. Очень-очень он забавный Черно-белый мишка панда. Он в Китае обитает Его там очень уважают. |
4-й ребенок | Главный зверь в лесу — медведь, Умеет громко он реветь. В шубу бурую одет, Любит мед он на обед, А зимой в берлоге спит И тихонечко сопит. Обитает он в России, Пиренеях, Палестине, Есть в Финляндии, Канаде И на острове Хоккайдо. |
5-й ребенок | Мишка коала на ветке сидит И целыми днями он ест эвкалипт. Он очень забавный и мягкий как киска, В Австралии только живет этот мишка. |
6-й ребенок | Это мишка гималайский, У него на шее галстук. Мех короткий, шелковистый, Живет в горах, в лесах холмистых. На обед он любит шишки Или рыжих муравьишек. |
7-й ребенок | А на Севере медведь В шубу белую одет. Ходит он по снегу важно, Ловит рыбу он отважно. И на льдине любит спать — Не нужна ему кровать. |
8-й ребенок | В Индии медведь-губач С мордой длинной. как трубач. Он умеет сильно дуть, Чтобы корм в себя втянуть. Любит фрукты, насекомых И на пасеках всегда Мед таскает без труда. |
9-й ребенок | Это мишка барибал, Тоже он совсем не мал. С мехом черным и блестящим. Житель он американский. Любит ягоды, орехи И различные коренья. |
10-й ребенок | Черный-черный мех косматый, А на мордочке «очки». На пальму высокую может залезть И любит растения разные есть. В Южной Америке он обитает, Очковым медведем его называют. |
Логопед: Интересно? видите, сколько разных медведей обитает на нашей планете. А сколько произведений поэты и писатели посвятили этим замечательным животным. Ну-ка, посоревнуемся, кто больше вспомнит: родители ил дети. можно называть сказки, стихи, рассказы, мультфильмы. Итак, начинаем. А воспитатель будет вести счет.
После викторины объявляется счет.
Звучит оркестровая зарисовка на тему песни «Раз морозною зимой»
Логопед | Ребята, по-моему , к нам опять гости. кто бы это мог быть? |
Входит взрослый в костюме медведя.
Медведь | Это кто забрел в мой лес, Кто, скажите, бродит здесь? Кто тут песенки поет, Спать медведю не дает? |
Логопед | Ой, смотрите-ка, — медведь, А вдруг захочет он нас съесть? Что же делать нам, ребята? Ну-ка, дружно встанем в круг, Не разожмем мы с вами рук. Мы затопаем ногами, И медведя напугаем. |
Дети и ведущий берутся за руки, медведь стоит в центре круга.
Медведь | Не шумите, не шумите И ногами не стучите! Я совсем-совсем не злой, Просто очень я большой. Не пугайтесь вы меня, Станем с вами мы друзья. Предлагаю поиграть: Нужно ягодки собрать. Мне — угощенье, вам — развлеченье. девочкам — корзинка, мальчикам — ведро. Кто быстрее наберет. Собирать начнем под счет: Раз-два-три, ягод много набери! |
Логопед | Внимательно глядите, В зале ягодки ищите. |
Дети собирают «ягоды» (конфеты) в корзину
Медведь | Ай да ребята, ай да молодцы! Много ягод насобирали, будет, чем зимой в берлоге полакомиться. Только вот мне интересно, какой праздник вы отмечаете? |
Логопед | Мы отмечаем праздник Мишек. |
Медведь | А подарки вы приготовили? |
Логопед | Да, наши ребята нарисовали красивые рисунки. Хочешь посмотреть? Приглашаем всех на наш вернисаж! |
Дети берут рисунки и проходят по залу, неся рисунки перед собой под аудиозапись песни «Вернисаж»
Медведь | Ах, какие молодцы, красивые рисунки нарисовали. Вы знаете, мне у вас очень понравилось. И я тоже решил кое-что подарить вам.
Я ведь не простой медведь, |
Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты»
Слышали волшебный звук?
Коробка с сюрпризом стоит уже тут.
Воспитатель помогает вынести коробку.
Медведь: Прежде, чем я подарю подарки детям, хочу сделать сюрприз взрослым, у которых в детстве не было плюшевых мишек.
Медведь дарит родителям игрушечных медвежат.
А теперь черед ребят — подарю вам медвежат
Медведь дарит детям «сладких» мишек.
Логопед: Ребята, наш праздник Мишек мы продолжим в группе, где вас ждет вкусное угощение.
Использованная литература:
- Журнал «Логопед» № 9 2015 г.
- Интернет-ресурсы