Плюшевый мишка — друг всем детишкам

image_pdfimage_print

Коррекционно-образовательный проект для старших дошкольников с нарушениями речи
«Плюшевый мишка — друг всем детишкам»

Подготовили и провели:
Учитель-логопед Шарифова Н.В.
Музыкальный руководитель Кожухарева М.А.
Воспитатель Бурцева Н.В.

Цель проекта:

создание атмосферы общности интересов и условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего всестороннему и гармоничному развитию детей с речевыми нарушениями.

Задачи проекта

Образовательные:

  • развивать познавательные и творческие способности, произвольную регуляцию деятельности;
  • формировать представления о себе, как об активном члене коллектива, навыки социального поведения, взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми;
  • обогащать представления о многообразии животного мира;
  • формировать у родителей представления о значении игрушек в жизни ребенка;
  • создавать доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и родителей.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать полноценную фонетическую систему родного языка;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь, мелкую моторику и координацию движений;
  • обогащать словарный запас;
  • повышать уровень речевой компетентности детей и побуждать к активному общению со сверстниками и взрослыми;
  • совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки;
  • развивать эстетическое восприятие. интерес и любовь к художественному и народному слову.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность;
  • воспитывать чувство коллективизма и доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, книгам;
  • знакомить с русской культурой и народными традициями;
  • привлекать детей и родителей к подготовке и участию в творческих мероприятиях (созданию реквизитов, развивающей среды, мини-музеев)

Для достижения целевых ориентиров, определенных ФГОС, среди которых речь занимает одно из центральных мест, необходима систематическая и своевременная коррекция речевых нарушений. С учетом 2 этой приоритетной цели разработан данный проект. Он предполагает создание единого коррекционно-развивающего пространства в сотворчестве логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей (законных представителей) и способствует успешной коррекции речевых нарушений, психологической реабилитации личности ребенка и развитию всех видов творчества детей (речевого, сценического, музыкального, художественного).

В реализации проекта принимают участие квалифицированные представители нашего ДОУ, а также родители (законные представители) детей.

Основные направления работы по реализации проекта:

  1. Развитие артикуляционной и мимической мускулатуры, формирование правильной воздушной струи, мелкой моторики и координации слов с движением.
  2. Использование элементов куклотерапии и театрализации.
  3. Знакомство детей с основными видами интонации, обучение передавать настроение голосом, мимикой, жестами.
  4. Автоматизация вводимых в речь звуков.
  5. Знакомство с устным народным творчеством, литературными произведениями и последующее их обсуждение.
  6. Организация выставки рисунков «Мой любимый мишка».
  7. Подготовка презентации для итогового мероприятия.

Основной речевой материал, используемый на занятиях:

  • устное народное творчество;
  • стихи детских поэтов (З. Александрова, А. Барто, В. Берестов, С. Маршак, С Михалков);
  • сказки и рассказы:
    • В. Бианки «Купание медвежат»
    • В. Драгунский «Друг детства»
    • А. Милн «Винни-Пух»
    • М. Пляцковский «Разноцветные зверята»
    • В. Сутеев «Умка хочет летать»
    • Д. Харрис «Братец медведь и сестрица лягушка»
    • Е. Чарушин «Медведица и медвежата»

Работа строится по принципу от простого к сложному. Речевая нагрузка распределяется строго индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка. большое внимание уделяется привлечению родителей к коррекционно-развивающему процессу.

Как много мишек есть на свете, их любят взрослые и дети

Музыкально-поэтическое представление

Предварительная работа: разучивание стихотворений и музыкальных номеров; конкурс рисунков «Мой любимый мишка», подготовка презентации «Как много медведей разных на свете», оформление музыкального зала.

Оборудование: аудиозаписи песен «Мишка, плюшевый мишка…» из м/ ф «Винни-Пух», «Песенки о медведях» из к/ф «Кавказская пленница», «Вернисаж» (муз. Р. Паулса, сл. И. Резника), оркестровая зарисовка на тему «Раз морозною зимой» (муз. Н. Книппер), музыка из м/ф «Тайна третьей планеты», аудиопроигрыватель, презентация, игрушечные медведи, корзинки, «ягоды» (конфеты).

Логопед. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале. Громкими аплодисментами встречайте юных артистов!

Под аудиозапись песни «Мишка, плюшевый мишка …» дети с игрушками (мишками)в руках входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель.
У каждого в детстве был плюшевый мишка,
И был он нередко сестрой иль братишкой.
И к мягкому боку прижавшись щекой,
Мы с ним засыпали вечерней порой.
Ему доверяли секреты и тайны
И с ним никогда мы не знали печали.
мой плюшевый мишка, я очень скучаю…
Как жаль, что, взрослея, мы вас забываем.

Логопед. А наши ребята не забывают о своих медвежатах. У всех есть свой любимый мишка: у кого-то Топтыжка, у кого-то Тедди. И сейчас наши ребята покажут вам своих мишек.

1-й ребенок Медвежонок плюшевый у меня живет,
Кашу он не просит и не пьет компот.
Шоколад не кушает и даже не шалит,
Медвежонок плюшевый на стульчике сидит.
2-й ребенок Мягкий-мягкий мой мишутка,
У него из меха шубка,
Носик у него из кожи,
До чего же он пригожий!
3-й ребенок Это Тимка, мой медведь,
Не умеет он реветь,
Не умеет он сердиться.
Любит Тимка веселиться.
Целый день мы с ним играем,
И никогда не унываем.
4-й ребенок Это Тедди, он игрушка,
У него два круглых ушка.
Глазки-бусинки и вот
Очень мягонький живот.
5-й ребенок Это мой медведь Топтыжка,
он умеет читать книжки.
— Но такого не бывает!
— Мама за него читает!
Книжку держит и Топтыжку —
Они вдвоем читают книжку.
6-й ребенок Это мой медведь Потапка,
Подает Потапка лапку,
Головой кивать умеет,
Мой Потапка всех умнее.
7-й ребенок А это мой медведь Степан,
Он гулять умеет сам.
Сам он песенки поет
И никогда не устает.
Логопед Нет, такого не бывает,
Все ребята сочиняют
Дети (все вместе) Мы не сочиняем,
Мы с мишками играем!
Логопед В волшебной стране детства
Чудеса иногда бывают,
В волшебной стране детства
Игрушки порой оживают.
И не только мишки
Читать умеют книжки.
Куклы танец исполняют
И талантом удивляют!

Девочки исполняют танец «Куклы»

Разнообразен игрушечный мир, какие красивые куклы выступали перед нами. Но нашим ребятам больше нравятся не куклы. А кто — сейчас узнаем.

1-й ребенок Как много разных игрушек:
Машинок, кукол, зверюшек.
Есть мячики яркие очень —
Берите себе кто что хочет!
А мне нужен маленький мишка,
Не взрослый медведь, а малышка.
Я стану с мишкой играть,
его положу я в кровать,
С утра приготовлю кашку,
Одену его в рубашку.
Скажу ему: «В садик пойдем скорей!»
И будет у мишки много друзей.
2-й ребенок Этот мишка — мой ровесник,
Мы растем, взрослеем вместе:
Мне пять лет и мишке тоже,
И мы с ним чуть-чуть похожи.
Вместе любим сказки слушать
И не любим кашу кушать.
Логопед Ребята, слышите, кто-то к нам идет.

Под звукозапись «Мишка. плюшевый мишка…» входит Мишка (ребенок, одетый в костюм медвежонка)

Ты кто?

Мишка Я — Мишка-топтыжка,
Принес вам шишки.
Логопед Ах, спасибо, Мишка,
Но наши ребятишки
Совсем не любят шишки.
Мишка О-О-О, как же быть,
Что мне ребятам подарить?
Логопед Знаешь, Мишка, не грусти,
Ты им танец подари.
Мишка Эй, вы тоже не сидите,
Танцевать со мной идите!

Мальчики танцуют «Танец белых медведей» под аудиозапись «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница».

Логопед: Спасибо, Мишка, развеселил наших ребят. Вот тебе за это в подарок шоколад. Ребята, а вы знаете, какие бывают медведи?

Дети отвечают.

Молодцы, вы очень любознательные и много знаете. А теперь внимание на экран.

Проводится фотопрезентация «Как много медведей разных на свете»

1-й ребенок Медведей на свете большое многообразие,
Живут они в Европе и Азии,
В Америке есть и на Севере тоже,
Друг с другом медведи немного похожи.
Но все таки каждый имеет отличия.
Сейчас на экран ребята смотрите.
Для вас все медведи представлены здесь.
Итак, начинаем, покажем вам всех!
2-й ребенок Самый огромный медведь на планете —
Это гризли, запомните, дети.
Он очень силен и опасен бывает.
В Америке гризли-медведь обитает.
3-й ребенок Белая манишка, черные штанишки.
мягкий как из плюша,
Бамбук он любит кушать.
Очень-очень он забавный
Черно-белый мишка панда.
Он в Китае обитает
Его там очень уважают.
4-й ребенок Главный зверь в лесу — медведь,
Умеет громко он реветь.
В шубу бурую одет,
Любит мед он на обед,
А зимой в берлоге спит
И тихонечко сопит.
Обитает он в России,
Пиренеях, Палестине,
Есть в Финляндии, Канаде
И на острове Хоккайдо.
5-й ребенок Мишка коала на ветке сидит
И целыми днями он ест эвкалипт.
Он очень забавный и мягкий как киска,
В Австралии только живет этот мишка.
6-й ребенок Это мишка гималайский,
У него на шее галстук.
Мех короткий, шелковистый,
Живет в горах, в лесах холмистых.
На обед он любит шишки
Или рыжих муравьишек.
7-й ребенок А на Севере медведь
В шубу белую одет.
Ходит он по снегу важно,
Ловит рыбу он отважно.
И на льдине любит спать —
Не нужна ему кровать.
8-й ребенок В Индии медведь-губач
С мордой длинной. как трубач.
Он умеет сильно дуть,
Чтобы корм в себя втянуть.
Любит фрукты, насекомых
И на пасеках всегда
Мед таскает без труда.
9-й ребенок Это мишка барибал,
Тоже он совсем не мал.
С мехом черным и блестящим.
Житель он американский.
Любит ягоды, орехи
И различные коренья.
10-й ребенок Черный-черный мех косматый,
А на мордочке «очки».
На пальму высокую может залезть
И любит растения разные есть.
В Южной Америке он обитает,
Очковым медведем его называют.

Логопед: Интересно? видите, сколько разных медведей обитает на нашей планете. А сколько произведений поэты и писатели посвятили этим замечательным животным. Ну-ка, посоревнуемся, кто больше вспомнит: родители ил дети. можно называть сказки, стихи, рассказы, мультфильмы. Итак, начинаем. А воспитатель будет вести счет.

После викторины объявляется счет.

Звучит оркестровая зарисовка на тему песни «Раз морозною зимой»

Логопед Ребята, по-моему , к нам опять гости. кто бы это мог быть?

Входит взрослый в костюме медведя.

Медведь Это кто забрел в мой лес,
Кто, скажите, бродит здесь?
Кто тут песенки поет,
Спать медведю не дает?
Логопед Ой, смотрите-ка, — медведь,
А вдруг захочет он нас съесть?
Что же делать нам, ребята?
Ну-ка, дружно встанем в круг,
Не разожмем мы с вами рук.
Мы затопаем ногами,
И медведя напугаем.

Дети и ведущий берутся за руки, медведь стоит в центре круга.

Медведь Не шумите, не шумите
И ногами не стучите!
Я совсем-совсем не злой,
Просто очень я большой.
Не пугайтесь вы меня,
Станем с вами мы друзья.
Предлагаю поиграть:
Нужно ягодки собрать.
Мне — угощенье, вам — развлеченье.
девочкам — корзинка, мальчикам — ведро.
Кто быстрее наберет.
Собирать начнем под счет:
Раз-два-три, ягод много набери!
Логопед Внимательно глядите,
В зале ягодки ищите.

Дети собирают «ягоды» (конфеты) в корзину

Медведь Ай да ребята, ай да молодцы! Много ягод насобирали, будет, чем зимой в берлоге полакомиться. Только вот мне интересно, какой праздник вы отмечаете?
Логопед Мы отмечаем праздник Мишек.
Медведь А подарки вы приготовили?
Логопед Да, наши ребята нарисовали красивые рисунки. Хочешь посмотреть? Приглашаем всех на наш вернисаж!

Дети берут рисунки и проходят по залу, неся рисунки перед собой под аудиозапись песни «Вернисаж»

 

Медведь Ах, какие молодцы, красивые рисунки нарисовали. Вы знаете, мне у вас очень понравилось. И я тоже решил кое-что подарить вам.

Я ведь не простой медведь,
Умею делать чудеса.
Вы только помогите мне
Сказать волшебные слова:
Эни-бени, раз, два, три,
Коробка с сюрпризом к нам прилети.

Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты»

Слышали волшебный звук?
Коробка с сюрпризом стоит уже тут.

Воспитатель помогает вынести коробку.

Медведь: Прежде, чем я подарю подарки детям, хочу сделать сюрприз взрослым, у которых в детстве не было плюшевых мишек.

Медведь дарит родителям игрушечных медвежат.

А теперь черед ребят — подарю вам медвежат

Медведь дарит детям «сладких» мишек.

Логопед: Ребята, наш праздник Мишек мы продолжим в группе, где вас ждет вкусное угощение.

 

 

Использованная литература:

  1. Журнал «Логопед» № 9 2015 г.
  2. Интернет-ресурсы