Итоговое занятие по формированию фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями (старшая группа)
«Пчелка Майя в гостях у ребят»
Тема «Насекомые»
Задачи:
- закреплять приобретенные знания и навыки звукового и слогового анализа,
- продолжить формирование фонематического восприятия,
- развивать слуховые и зрительные память и внимание, логическое мышление,
- формировать у детей и их родителей интерес к языку,
- закрепить знания детей по теме «Насекомые»,
- формировать навыки совместной деятельности.
Оборудование:
Пчела-Майя — игрушка, чудо дерево с яблоками-буквами, сумочка пчелы, символы гласных и согласных звуков, картинки насекомых, полоски для составления схемы предложения, улей-муляж, угощение.
Занятие проводится в присутствии родителей. Каждый родитель сидит вместе с ребенком и участвует в выполнении заданий.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра с мячом «Мяч кидай — первый звук называй» - Самомассаж лица (по Крупенчук)
- Кинезиологические упражнения
- Колечко
- Ладонь — кулак — ребро
- Ладошка — кулачок
- Лезгинка
- Закрепление понятий «гласный», «согласный» звук. Звуковой и слоговой анализ слов.
(Звучит музыкальная заставка. Появляется Пчела-игрушка)
Логопед | К нам в гости прилетела пчела Майя. |
Пчела летает по группе и садится на чудо-яблоню.
Пчела | Просто чудо-яблоня есть у вас в саду Не простые яблоки тут растут. Яблоки с ветки ты срывай, Буквы, что написаны называй. |
Логопед приглашает детей «сорвать» яблочки и назвать буквы (А, О, У, И, Ы. Э).
Логопед | Ребята, давайте расскажем Майе стихи про эти буквы. |
Дети рассказывают стихи:
У | Буква У кричит «Ура!», Руку тянет вверх она. |
А | В букву А дощечку вбили, Чтоб держала ножки шире. |
О | О на огурец похожа. Он овальный — буква тоже. |
И | Буква И наискосок Завязала поясок. Снизу вверх его тянула, К правой ножке пристегнула. |
Ы | А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы! |
Э | Э раскрыла ротик смело, Язычок глядит налево. |
Пчела | Ребята, а почему все эти буквы красного цвета? |
Дети | Это гласные звуки. |
Пчела | А что значит «гласные»? |
Дети | Эти звуки можно петь с голосом, воздушная струя выходит свободно. |
Пчела | Я в сумочке принесла вот такие карточки. Отгадайте, что это? |
Дети | Это символы гласных звуков. |
Пчела | Давайте сыграем в игру «Выложи цепочку». |
ИЭА, УЫАО
Дети выкладывают цепочки из символов гласных, 2-3 ребенка озвучивают свои цепочки. Майя «облетает» столы и проверяет выполнение задания.
Физкультминутка
Пчелка и цветы
Села пчелка на цветок, | Упражнение Цветок. |
Опустила хоботок. | Садятся на корточки и слегка вытягивают вперед руки, опускают указательные пальцы вниз. |
Розы, ландыши, ромашки | Встают, упражнение Цветок. |
Кормят пчелку и букашку. | Хлопают в ладоши. |
Пчелка в улей нектар несет, | Бегают по кругу, сложив ладони «бабочкой». |
Нам с тобой готовит мед. | |
Н. Метельская |