Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

image_pdfimage_print

Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования и непосредственно в коррекционной работе учителя-логопеда.

Одним из способов формирования связной речи является пересказ.

Пересказ — это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

  • высокая художественная ценность произведения;
  • идейная направленность;
  • динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действий;
  • объем пересказа (возрастная особенность детей);
  • словарно-грамматическая наполняемость текста.

Показатели развития связной речи

  1. Самостоятельность
    Анализируется с позиции оказания помощи.
  2. Смысловая целостность
    Наличие смысловых звеньев, их последовательность.
  3. Выразительность
    Насколько ребенок образно и эмоционально передает содержание.
  4. Объем рассказа
    Определяется через подсчет слов и предложений.
  5. Раскрытие темы
    Анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания.
  6. Плавность изложения
    Делается подсчет пауз, их длительность.
  7. Лексико-грамматическое оформление
    Соблюдение языковых норм.
  8. Средства связи
    Наличие специальных знаков начала и конца рассказа, соединение предложений.

Схема оценки уровней выполнения заданий на составление пересказа

Уровень выполнения задания Вид задания: пересказ
Высокий уровень Пересказ составлен самостоятельно, полностью передает содержание текста, соблюдаются связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны.
Средний уровень Пересказ составлен с помощью (побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов). Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные смысловые несоответствия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений, большое количество пауз.
Низкий уровень Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечаются бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.

Задачи по обучению детей пересказу

  1. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
  2. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
  3. Формирование умения планирования развернутых высказываний.
  4. Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.
  5. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
  6. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
  7. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм.

Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы

Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

Методические приемы, используемые при обучении детей пересказу

Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

Моделирование

Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

ТСО

Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

Упражнения

Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

Виды пересказов

Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем

Методические приемы:

  • Чтение текста
  • Беседа
  • Загадки
  • Малые фольклорные формы
  • Сюрпризы
  • Игры
  • Настольный театр
  • Кроссворды

Алгоритм структуры занятия

  1. Предварительная работа
    • Чтение рассказов определенного писателя
    • Чтение рассказа полностью
    • Повторение лексической темы
    • Составление описательных рассказов
    • Отгадывание загадок
    • Лексико-семантическая работа («Ягодознание» — «хищники, пряткоумение, зобишки»)
    • Рассматривание иллюстраций к рассказу.
  2. Организационный момент
    • собери слово из букв
    • формирование навыка согласования прилаг. с сущест. (о чем можно сказать осенний, зимний…)
    • что лишнее
    • загадки
    • припоминание пословиц и поговорок по теме.
  3. Подготовка к восприятию текста (развитие долговременной памяти)
    • вспомните рассказ …  Кто автор?
    • показ иллюстраций, кто здесь главный герой?
    • загадки
    • ответы на вопросы
    • какие еще произведения про медведей вы знаете.
  4. Чтение рассказа
  5. Беседа по содержанию (Содержательный и языковой разбор текста)
  6. Лексико-грамматические упражнения:
    • «Кто внимательный» — составление предложений с использованием предлогов
    • «Договори» — обучение договариванию предложений
    • «Посчитаем» — согласование порядковых числительных с существ.
    • «Родственные слова»
    • «Подбери действие»
    • «Подбери признак»
    • Восстановление текста рассказа по иллюстрации и составление предложений к ним
    • «Хорошо — лучше» — образование сравнительной степени прилагательных.
  7. Повторное чтение рассказа
  8. Пересказ по графическим схемам
    • логопед читает и сам выставляет схемы
    • логопед читает, а дети подбирают схемы, выстраивая их в соответствии с текстом
    • схемы выставляются на доску, необходимо обозначить их последовательность стрелочками
    • зарисовка схем детьми (для пересказа дома)