Логопедическая работа с детьми со II уровнем речевого развития

image_pdfimage_print

Логопедическая работа с детьми со II уровнем речевого развития

Коррекционная логопедическая работа ведется по 3 направлениям:

  • накопление словаря;
  • формирование фразы;
  • включение ее в связную речь.

Обогащение активного и пассивного словаря предусматривается программой дошкольного воспитание. Следовательно эту работу может осуществлять воспитатель.

Основная работа на данном этапе — формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением.

Осуществляется переход от простого нераспространенного предложения к распространенному.

Параллельно формируется простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, дополнениями), ведется работа по грамматическому оформлению предложения.

Детям необходимо усвоить следующие виды согласования:

  • имени существительного с именем прилагательным в роде, числе, падеже;
  • местоимения с глаголом в числе, лице и роде;
  • имени существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь, при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога:

  • винительный падеж (вижу маму)
  • творительный падеж (рубить топором)
  • родительный падеж (книга брата)

После отработки беспредложных падежных конструкций знакомим детей с пониманием предлогов и их практическим усвоением. работу начинаем с предлогов НА, В, ЗА, ПОД, С, К, которые наиболее часто используются в речи, после чего переходим к предложно-падежным конструкциям.

Параллельно ведется работа над интонацией. Логопед формирует представления о повествовательной и вопросительной интонации.

Последовательность усвоения грамматических категорий

  1. Словоизменение. Единственное и множественное число имен существительных.
  2. Словообразование (уменьшительно-ласкательныая форма слов).
  3. Понимание и различение имен существительных мужского и женского рода.
  4. Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе.
  5. Согласование существительного с прилагательным в роде.
  6. Работа над простым распространенным предложением.
  7. Винительный падеж имен существительных без предлога.
  8. Дательный падеж имен существительных без предлога.
  9. Родительный падеж имен существительных без предлога.
  10. Творительный падеж имен существительных без предлога.
  11. Предлоги НА, В.
  12. Предлог С.
  13. Предлог ЗА.
  14. Родительный падеж имен существительных с предлогами БЕЗ, ИЗ, У.
  15. Предложный падеж имен существительных с предлогами О, НА, В.
  16. Закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного и предложного падежей имен существительных.
  17. Работа над интонационной законченностью предложений.
  18. Составление описательных рассказов.

Литература для коррекции ОНР

  1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Логопедия»
  2. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»
  3. Т.В. Башинская, т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна»
  4. Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь» № 1, 2, 3, 4
  5. Новикова. Альбомы «Для самых маленьких»
  6. Новикоова-Иванцова. 1, 2, 3 части.

«Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна»

Весь коррекционный материал разделен на этапы:

  • Звук или голосовая реакция.
  • Слог
  • Слово
  • Фраза
  • Связная речь

В каждом этапе 9 блоков

1 блок. Формирование у ребенка уверенности в себе, повышение его самооценки, установление личностного контакта педагога с ребенком.
2 блок. Выражение просьбы.
3 блок. Координация речи и движения. Ориентировка в схеме тела.
4 блок. Пальчиковая гимнастика. тактильные ощущения.
5 блок. Рисование.
6 блок. Звуковая гимнастика.
7 блок. Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
8 блок. Ориентировка в пространстве. Элементарные математические представления.
9 блок. Самостоятельная речь.

1. Игры для установления контакта.

«Киса» Киса, киса, киса, …брысь!
«Мыши» Под моею крышей поселились мыши.
Мама с папой мышку … цап!
«Домик» Стенка, стенка,
Потолок,
Два окошка,
Дверь,
Звонок.

2. Рисование на начальном этапе

«Дождь и ветер» Многочисленные непрерывные круговые движения — ветер — У—————. Вертикальные короткие черточки — дождь — кап, кап, кап.

Усложнение. «КАП — БУЛЬ»

3. «Это я»

Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки. Хлоп! Хлоп!
Это ножки. Топ! Топ!
Фу! Устали. Вытрем лоб.

4. «Большой велосипед»

Мы едем, едем. едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу бегемот — береги рот.
Мы едем, едем. едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу пес — береги нос
Мы едем, едем. едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу коза — береги глаза.
Мы едем, едем. едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу хрюшки — береги ушки.
Мы едем, едем. едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу кошки — береги ладошки.
Мы едем, едем. едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу олени — береги колени.
Мы едем, едем. едем на большом велосипеде.
Вдруг навстречу телятки — береги пятки.

5. «Кнопочки»

ык — ык — это бык
ты — ты — вот коты
оны — оны — оны — вагоны
ва — ва — ва — вагоны

6. «Слово сломалось»

Назвать картинку сначала по слогам, затем целым словом.

7. «У кого?» Лото «Окружающий мир»

— У кого кит? — У меня кит.
— У кого кубики? — У меня кубики.

8. «Я люблю…»

— Что ты любишь кушать?
— Я люблю бананы (кашу, суп, хлеб, ягоды….. Положить картинку, которую нельзя кушать)

9. «Сделай картину»

Это дом. У дома дуб. Там маки. Это озеро. На озере лебеди. На небе тучи.

10. Разложи картинки», «Что у тебя?»

Можно добавить «Чего не стало» — (нет домиков, котиков …)

11. «Магазин»

12. «У Зайки день рождения»

— Кто пришел на день рождения? — Утка и утята. Кошка и котята.
— Что подарили Зайке? — Машину и лопату, кубики и домик.

13. Заучивание стихов с помощью рисования

«Дождик»

Дождик, дождик, кап, кап, кап,
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.

«Машина»

(обводим трафарет машины, раскрашиваем)

Би-би-би — гудит машина,
Не поеду без бензина.

«Гули»

Люлю, люли, люли
Полетели гули.

«Снег»

Как на елке снег, снег.
и под елкой снег, снег.
И на горке снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.

14. Заучивание стихов с помощью предметных картинок

«На прогулку»

«В январе»

15. Рассказы на магнитной доске

«Петух, курица и цыплята»

Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел — цыплятам отдал.

«Зайка учится читать»

Зайка азбуку учил,
Зайка буквы позабыл.
Тут заплакал наш зайчонок.
Подошел к нему котенок,
Говорит: «Не плачь, косой,
Буквы выучим с тобой»