РМО учителей-логопедов
Подгрупповое занятие по формированию слоговой структуры слова с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие»
Нарушение слоговой структуры слов чаще всего наблюдается у детей с ОНР. Чем ниже уровень речевого развития, тем более выраженными оказываются эти нарушения. Но слоговая структура слов может быть нарушена и у детей с ФФН, имеющих стертую дизартрию. На ПМПК мы часто отмечаем у детей нарушение слоговой структуры сложных слов.
Овладение слоговой структуры слова зависит от:
- фонематического восприятия;
- артикуляционных возможностей;
- семантической недостаточности;
- особенностей развития неречевых процессов:
- оптико-пространственной ориентации
- ритмической и динамической координации движений
- способности к серийно-последовательной обработке информации.
В свою очередь, формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
Слоговая структура отрабатывается при автоматизации звуков в слогах, словах: повторение слоговых цепочек со сменой гласного, со сменой ударного слога, постепенное усложнение слов с автоматизируемым звуком.
Работа над слоговой структурой ведется при развитии лексикограмматических категорий.
Работая с детьми с низким уровнем развития ССС, я использую следующие приемы:
- речь + движение: ССССнег (при длительном произнесении звука «С» рисуем дугу)
- с кулачками: СССпать, ССмак (на звук «С» держим крепко сжатые кулачки, затем пальцы выпрямляются)
- удар ладошкой по столу на на последний звук : идеТ, бежиТ, коТ
Основа слоговой структуры — ритм — отрабатываю на индивидуальных занятиях, подгрупповых, на фронтальных — физкультминутки. Использую различные музыкальные инструменты, но основное — хлопки.
Предлагаю вам посмотреть подгрупповое логопедическое занятие, на котором мы покажем различные способы работы над слоговой структурой.
Тема: Сказочное путешествие
Цели:
- Закреплять навыки слогового анализа и синтеза
- деление слов на слоги;
- выделение ударного слога;
- выделение первого, последнего слога, составление слов из выделенных слогов;
- подбор слов на заданный слог.
- Закреплять навыки словообразования сложных слов.
- Тренировать в составлении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры, по предметным картинкам.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Воспитывать умение контролировать свою речь (говорить громко и четко)
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
1. Раздается телефонный звонок. Логопед включает громкую связь:
— Дорогие ребята! Это я — Дюймовочка. Злой волшебник запер меня в заколдованном замке! Спасите меня!
Логопед: Чтобы спасти Дюймовочку, мы попадем в сказку, встретимся со многими сказочными героями, выполним разные задания.
2. Звучит фрагмент песенки Водяного из мультфильма, на экране появляется Водяной
Логопед: Водяной пропустит через болото того, кто умеет делить слова на слоги.
Логопед «раздает» слова, дети разными способами делят их на слоги:
- прошагать
- отхлопать
- отпрыгать
- разложить камушки
- отбить мячом
- поставить ладонь под подбородок
3. На экране разноцветная цветочная поляна. Дети стоят перед экраном.
Логопед: Посмотрите, куда мы попали? Здесь растут цветы разного цвета. Какая поляна?
Дети: Разноцветная.
Звучит шум ветра, и цветы на экране разлетаются
Игра «Собери слово из половинок»
Логопед: Ребята, нам надо собрать цветы из половинок:
за-ро, пан-тюль, тик-лю, он-пи, ток-цве, дыш-лан, цис-нар, тра-ас
Дети садятся на стульчики.
4. На экране появляется Медведь, звучит муз. фрагмент …
Логопед: Медведь пропустит нас в лес, если назовете ударный слог в слове
Игра «Назови ударный слог»
На экране появляются картинки. Дети называют картинку и выделяют ударный слог. 2 ребенка показывают деление на слоги с помощью хлопков и молоточка. 1 ребенок рисует слоговую схему. Логопед предлагает поставить ударение на другие слоги
кубики — ку, снеговик, самолет, ракета, грузовик, автобус, автомобиль, велосипед, мотоцикл
5. На экране Старичок-Лесовичок
Логопед: А теперь мы с вами в лесу. Кто нам повстречался?
Дети: Старичок-Лесовичок
Старичок-Лесовичок: Ой-ой-ой! Такой ураган прошел по моему лесу! Все домики моих лесных обитателей поломались. Может вы, ребята, поможете?
Логопед: Мы тебе, конечно, поможем, но сделаем не простые домики, а домики для слов. Ребята, сколько слогов может быть в слове? Постройте домики: Никита, Максим и Камила -для слов из 4 слогов, София, Даня — из 3 слогов, Максим и Саша — из 2 слогов, Илья — из 1 слога.
Игра «Домики для слов»
Дети строят домики из модульных кубиков.
А теперь возьмите листики с картинками и покажите в каком домике будут жить ваши слова.
Дети «расселяются» по домикам. Проверка: проговаривают свои слова по слогам.
Слова: гриб, ягоды, береза, ежевика, мухомор, шишки, белка, лось.
Старичок-Лесовичок: Ну выручили! Ну молодцы!
Дети прощаются с Лесовичком и идут по «тропинке» под музыку … и садятся на стульчики.
6. На экране появляется Человек Рассеянный.
Логопед: А вот и новый сказочный герой! Кто это? …
Человек Рассеянный путает не только свои вещи, но еще теряет и части слов — слоги. Поможем ему найти потерянные слоги!
Игра «Слоги потерялись»
СА — ЛЕТ, САПО —, КУ — КИ, КОЛЕ —, У — ТА, МА — НА, СО — КА, ТЕ — ФОН.
Дети называют пропущенный слог, затем все слово, на экране появляется картинка.
Логопед: А сейчас проверю, какие вы внимательные, все слова запутаю, а вы постарайтесь их отгадать:
Лефонте, шинама, тяута, лекосо, кукиби, мосалет, посаги, сокаба.
На экране появляется большая картинка-ответ.
Игра «Собери слово»
(картинки на магнитной доске)
Выделение первых слогов из слов: лошадь, парашют, тарелка;
последних слогов из слов: панама, камыши, корзина;
и составление слов из выделенных слогов: лопата, машина
Ребята, давайте развеселим Человека Рассеянного
Упражнение с палочками «Башмачки»
Раз! Два! Три! Четыре! | (ритмичные удары палочками на каждый счет) |
По дорожке я скачу. | (палочка о палочку с выделением ударения) |
Раз! Два! Три! Четыре! | (ритмичные удары палочками на каждый счет) |
Башмачок скакать учу. | (палочка о палочку с выделением ударения) |
Раз! Два! Три! Четыре! | (ритмичные удары палочками на каждый счет) |
Обломился каблучок | (держа левую палочку за середину, стучать правой палочкой то по одному концу левой, то по другому) |
Раз! Два! Три! Четыре! | (ритмичные удары палочками на каждый счет) |
Заблудился башмачок. | (стучать вертикально расположенными палочками друг о друга) |
7. Звучит музыка … На экране появляется Лиса с корзиной. Лиса показывает карточки со слогами.
Игра «Подбери слово»
Лиса: Собираю я ни грибы, ни ягоды, а слова. Ребята, положите мне в корзину слова, которые начинаются на слог МА, СА, заканчиваются слогом ЧИК. … А хотите сыграть в слоговое домино?
Игра «Слоговое домино»
Дети берут по одной карточке-домино и составляют цепочку на магнитной доске.
Карточки:
Дети садятся на стульчики.
8. Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино». На экране появляется Буратино
Логопед: Буратино очень любит путешествовать. Значит, он кто? (путешественник).
Логопед: И еще Буратино всегда ходит пешком. Как его можно назвать? (пешеход). Давайте расскажем ему, как еще можно путешествовать. Внимание на экран. (Появляются картинки. Дети поочередно составляют предложения. В случае затруднения помогают себе хлопками).
Игра «Путешественники»
Я еду на велосипеде. Я велосипедист.
Я плыву по морю. Я мореплаватель.
Я еду на мотоцикле. Я мотоциклист.
Я плыву на подводной лодке. Я подводник.
Я плаваю с аквалангом. Я аквалангист.
Я еду на автобусе. Я пассажир.
Я лечу на ракете. Я космонавт.
Я еду на автомобиле. Я автомобилист.
Логопед: Вы здорово все рассказали. За это Буратино подарил вам золотой ключик. Он поможет открыть ворота замка.
Ключик представляет собой большую картинку, разрезанную на несколько частей.
Дети благодарят Буратино.
9. Звучит музыка … На экране — замок.
Логопед: Вот мы и добрались до заколдованного замка. Ключик у нас есть. Попробуем открыть…
Дети собирают разрезную картинку на магнитной доске.
Ничего не получается!. Ребята, мы совсем забыли про волшебные слова! Вставайте в круг. Все вместе произнесем волшебные слова.
Не тут, а там топает гиппопотам.
Топает гиппопотам не тут, а там. (повторяют 3 раза)
Звучит волшебная музыка и двери замка открываются. На экране появляется Дюймовочка и благодарит детей.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Вы были смелыми, добрыми и дружными. И Дюймовочка приготовила для вас маленький сюрприз. (Логопед дарит детям корзиночку с угощением.)
Итог занятия:
Вам понравилось наше путешествие? Что для вас было самым интересным? А что для вас было трудным? Чему учит нас это путешествие?