Формирование слоговой структуры слова

image_pdfimage_print

Сертификат "Сказочное путешествие"

РМО учителей-логопедов
Подгрупповое занятие по формированию слоговой структуры слова с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие»

Нарушение слоговой структуры слов чаще всего наблюдается у детей с ОНР. Чем ниже уровень речевого развития, тем более выраженными оказываются эти нарушения. Но слоговая структура слов может быть нарушена и у детей с ФФН, имеющих стертую дизартрию. На ПМПК мы часто отмечаем у детей нарушение слоговой структуры сложных слов.

Овладение слоговой структуры слова зависит от:

  • фонематического восприятия;
  • артикуляционных возможностей;
  • семантической недостаточности;
  • особенностей развития неречевых процессов:
    • оптико-пространственной ориентации
    • ритмической и динамической координации движений
    • способности к серийно-последовательной обработке информации.

В свою очередь, формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.

Слоговая структура отрабатывается при автоматизации звуков в слогах, словах: повторение слоговых цепочек со сменой гласного, со сменой ударного слога, постепенное усложнение слов с автоматизируемым звуком.

Работа над слоговой структурой ведется при развитии лексикограмматических категорий.

Работая с детьми с низким уровнем развития ССС, я использую следующие приемы:

  • речь + движение: ССССнег (при длительном произнесении звука «С» рисуем дугу)
  • с кулачками: СССпать, ССмак (на звук «С» держим крепко сжатые кулачки, затем пальцы выпрямляются)
  • удар ладошкой по столу на на последний звук : идеТ, бежиТ, коТ

Основа слоговой структуры — ритм — отрабатываю на индивидуальных занятиях, подгрупповых, на фронтальных — физкультминутки. Использую различные музыкальные инструменты, но основное — хлопки.

Предлагаю вам посмотреть подгрупповое логопедическое занятие, на котором мы покажем различные способы работы над слоговой структурой.

Тема: Сказочное путешествие

Цели:

  1. Закреплять навыки слогового анализа и синтеза
    • деление слов на слоги;
    • выделение ударного слога;
    • выделение первого, последнего слога, составление слов из выделенных слогов;
    • подбор слов на заданный слог.
  2. Закреплять навыки словообразования сложных слов.
  3. Тренировать в составлении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры, по предметным картинкам.
  4. Развивать слуховое внимание и память.
  5. Воспитывать умение контролировать свою речь (говорить громко и четко)

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

1. Раздается телефонный звонок. Логопед включает громкую связь:

— Дорогие ребята! Это я — Дюймовочка. Злой волшебник запер меня в заколдованном замке! Спасите меня!

Логопед: Чтобы спасти Дюймовочку, мы попадем в сказку, встретимся со многими сказочными героями, выполним разные задания.

2. Звучит фрагмент песенки Водяного из мультфильма, на экране появляется Водяной

Логопед: Водяной пропустит через болото того, кто умеет делить слова на слоги.

Логопед «раздает» слова, дети разными способами делят их на слоги:

  • прошагать
  • отхлопать
  • отпрыгать
  • разложить камушки
  • отбить мячом
  • поставить ладонь под подбородок

3. На экране разноцветная цветочная поляна. Дети стоят перед экраном.

Логопед: Посмотрите, куда мы попали? Здесь растут цветы разного цвета. Какая поляна?

Дети: Разноцветная.

Звучит шум ветра, и цветы на экране разлетаются

Игра «Собери слово из половинок»

Логопед: Ребята, нам надо собрать цветы из половинок:

за-ро, пан-тюль, тик-лю, он-пи, ток-цве, дыш-лан, цис-нар, тра-ас

Дети садятся на стульчики.

4. На экране появляется Медведь, звучит муз. фрагмент …

Логопед: Медведь пропустит нас в лес, если назовете ударный слог в слове

Игра «Назови ударный слог»

На экране появляются картинки. Дети называют картинку и выделяют ударный слог. 2 ребенка показывают деление на слоги с помощью хлопков и молоточка. 1 ребенок рисует слоговую схему. Логопед предлагает поставить ударение на другие слоги

кубики — ку, снеговик, самолет, ракета, грузовик, автобус, автомобиль, велосипед, мотоцикл

5. На экране Старичок-Лесовичок

Логопед: А теперь мы с вами в лесу. Кто нам повстречался?

Дети: Старичок-Лесовичок

Старичок-Лесовичок: Ой-ой-ой! Такой ураган прошел по моему лесу! Все домики моих лесных обитателей поломались. Может вы, ребята, поможете?

Логопед: Мы тебе, конечно, поможем, но сделаем не простые домики, а домики для слов. Ребята, сколько слогов может быть в слове? Постройте домики: Никита, Максим и Камила -для слов из 4 слогов, София, Даня — из 3 слогов, Максим и Саша — из 2 слогов, Илья — из 1 слога.

Игра «Домики для слов»

Дети строят домики из модульных кубиков.

А теперь возьмите листики с картинками и покажите в каком домике будут жить ваши слова.

Дети «расселяются» по домикам. Проверка: проговаривают свои слова по слогам.

Слова: гриб, ягоды, береза, ежевика, мухомор, шишки, белка, лось.

Старичок-Лесовичок: Ну выручили! Ну молодцы!

Дети прощаются с Лесовичком и идут по «тропинке» под музыку … и садятся на стульчики.

6. На экране появляется Человек Рассеянный.

Логопед: А вот и новый сказочный герой! Кто это? …

Человек Рассеянный путает не только свои вещи, но еще теряет и части слов — слоги. Поможем ему найти потерянные слоги!

Игра «Слоги потерялись»

СА — ЛЕТ, САПО —, КУ — КИ, КОЛЕ —, У — ТА, МА — НА, СО — КА, ТЕ — ФОН.

Дети называют пропущенный слог, затем все слово, на экране появляется картинка.

Логопед: А сейчас проверю, какие вы внимательные, все слова запутаю, а вы постарайтесь их отгадать:

Лефонте, шинама, тяута, лекосо, кукиби, мосалет, посаги, сокаба.

На экране появляется большая картинка-ответ.

Игра «Собери слово»

(картинки на магнитной доске)

Выделение первых слогов из слов: лошадь, парашют, тарелка;

последних слогов из слов: панама, камыши, корзина;

и составление слов из выделенных слогов: лопата, машина

Ребята, давайте развеселим Человека Рассеянного

Упражнение с палочками «Башмачки»

Раз! Два! Три! Четыре! (ритмичные удары палочками на каждый счет)
По дорожке я скачу. (палочка о палочку с выделением ударения)
Раз! Два! Три! Четыре! (ритмичные удары палочками на каждый счет)
Башмачок скакать учу. (палочка о палочку с выделением ударения)
Раз! Два! Три! Четыре! (ритмичные удары палочками на каждый счет)
Обломился каблучок (держа левую палочку за середину, стучать правой палочкой то по одному концу левой, то по другому)
Раз! Два! Три! Четыре! (ритмичные удары палочками на каждый счет)
Заблудился башмачок. (стучать вертикально расположенными палочками друг о друга)

7. Звучит музыка … На экране появляется Лиса с корзиной. Лиса показывает карточки со слогами.

Игра «Подбери слово»

Лиса: Собираю я ни грибы, ни ягоды, а слова. Ребята, положите мне в корзину слова, которые начинаются на слог МА, СА, заканчиваются слогом ЧИК. … А хотите сыграть в слоговое домино?

Игра «Слоговое домино»

Дети берут по одной карточке-домино и составляют цепочку на магнитной доске.

Карточки:

Дети садятся на стульчики.

8. Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино». На экране появляется Буратино

Логопед: Буратино очень любит путешествовать. Значит, он кто? (путешественник).

Логопед: И еще Буратино всегда ходит пешком. Как его можно назвать? (пешеход). Давайте расскажем ему, как еще можно путешествовать. Внимание на экран. (Появляются картинки. Дети поочередно составляют предложения. В случае затруднения помогают себе хлопками).

Игра «Путешественники»

Я еду на велосипеде. Я велосипедист.

Я плыву по морю. Я мореплаватель.

Я еду на мотоцикле. Я мотоциклист.

Я плыву на подводной лодке. Я подводник.

Я плаваю с аквалангом. Я аквалангист.

Я еду на автобусе. Я пассажир.

Я лечу на ракете. Я космонавт.

Я еду на автомобиле. Я автомобилист.

Логопед: Вы здорово все рассказали. За это Буратино подарил вам золотой ключик. Он поможет открыть ворота замка.

Ключик представляет собой большую картинку, разрезанную на несколько частей.

Дети благодарят Буратино.

9. Звучит музыка … На экране — замок.

Логопед: Вот мы и добрались до заколдованного замка. Ключик у нас есть. Попробуем открыть…

Дети собирают разрезную картинку на магнитной доске.

Ничего не получается!. Ребята, мы совсем забыли про волшебные слова! Вставайте в круг. Все вместе произнесем волшебные слова.

Не тут, а там топает гиппопотам.
Топает гиппопотам не тут, а там. (повторяют 3 раза)

Звучит волшебная музыка и двери замка открываются. На экране появляется Дюймовочка и благодарит детей.

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Вы были смелыми, добрыми и дружными. И Дюймовочка приготовила для вас маленький сюрприз. (Логопед дарит детям корзиночку с угощением.)

Итог занятия:

Вам понравилось наше путешествие? Что для вас было самым интересным? А что для вас было трудным? Чему учит нас это путешествие?