Преодоление нарушений слоговой структуры слова

image_pdfimage_print

Перспективное планирование коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова

 

Цели Игры и упражнения
Подготовительный этап
Работа на невербальном материале
Развитие слухового восприятия. Формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. «Поручение», «Покажи», «Будь внимательным», «Где постучали?», «Где звенит?». «Найди игрушку», «Слушай внимательно»
Знакомство с простыми музыкальными инструментами (дудочка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик). Обучение узнаванию музыкального инструмента на слух без зрительного подкрепления, показ музыкального инструмента. «Что звучит?», «Погреми также»
Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, слуховой памяти на материале неречевых звуков. «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Где позвонили», «Сколько раз ударили в бубен?», «На чем играют?», «Найди игрушку», «Жмурки с погремушкой»
Работа над ритмом:
Отхлопывание в ладоши
Отстукивание мячом об пол
Воспроизведение ритма на музыкальных инструментах
«Послушай и повтори», «Будь внимательным», «Внимательные ушки», «Хлопай как я», «Топай как я», «Наши гости», «Барабанщики», «Упражнения с ладошками». «Игры с палочками»
Определение количества звуковых сигналов «Слушай внимательно», «Покажи карточку», «Послушай и нарисуй»
Соотнесение ритма с ритмическим рисунком «Внимательные ушки», «Посмотри и отстучи», «Гусеница»
Выделение части ритма ударением «Послушай и повтори», «Будь внимательным»
Дифференциация громких и тихих звуков «Хлопай как я», «Тихо — громко»
Дифференциация долгих и коротких звуков «Поиграй как я «, «Внимательные ушки»
Развитие подражательности «Делай как я». Игры сопровождающиеся речью: «Новый мяч», «Ботинки», «Кроватка», «Стул», «Ёлочка», «Игрушка», «Каша», «Чашка», «Петух», «Корова», «подарок маме», «Конь», «Тигренок», «Башмачок»
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку Маршировка, легкий бег, ходьба
Развитие динамического праксиса рук «Покажи ладошки — спрячь ладошки», «Камень — солнышко — забор», «Кулак — ребро»
Развитие рецепрокной координации рук: выполнение упражнений одновременно обеими руками «Кулак левой — ребро правой»
Графические упражнения на переключение «Продолжи строку»
Работа на вербальном уровне
Формирование простых временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний) «Репка», «Колобок», «Посмотри и покажи», «Подумай и раскрась», «Выполни задание»
Дифференциация звуков по силе (тихо — громко). Различение громкой и шепотной речи, выполнение инструкций, предъявленных шепотом «Поручение», «Внимательные ушки», «Тихо — громко»
Дифференциация звуков по тембру и эмоциональной окраске «Три медведя», «Кто сказал: мама или детеныш?», «Кто кричит?», «Догадайся», «Колобок», «Бабушка очки надела»
Дифференциация долгих и коротких звуков «Звучащий клубок», «Песенки солнышек»
Узнавание правильно произносимых слов «Покажи картинку», «Подними флажок», «Слушай внимательно»
Различение слов близких по звуковому составу «Послушай и покажи», «Найди пару»
Различение длинных и коротких слов «Часы», «Найди пару», «Кот и котенок»
Деление слов на слоги (отхлопывание, отстукивание, выкладывание фишками и т.д.) «Будь внимательным», «Хлопай как я», «Делим слово на части», «Имена». «паровоз», «Конфеты — галеты», «Доктор дятел», «Как назвать щенка?»
Проговаривание прямых одинаковых слогов «Повтори за мной»
Воспроизведение слоговых сочетаний с разными согласными и гласными звуками «Песенки зверей»
Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками «Внимательные ушки»
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками «Научи зверюшек», «Надень колечки», «Пальчики здороваются»
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости «Послушай и повтори», «Большие и маленькие»
Коррекционный этап
Уровень гласных звуков
Плавное произнесение на одном выдохе гласных звуков:
— с постепенным наращиванием их количества (ау. ауи, ауиэ)
— с изменением места гласного в ряду (ау. уа. ауи, аиу)
«Внимательные ушки». «Послушай и повтори»
Соотнесение количества повторений звука с точками на кубике, с хлопками логопеда, ударами в бубен и т.д. «Веселый кубик», «Будь внимательным»
Знакомство с символами гласных звуков. Пропевание серии звуков с четкой артикуляцией, повторение за логопедом по звуковым символам, чтение по буквам. Слуховые и зрительные диктанты «Покажи символ», «Внимательные ушки», «Звуковые дорожки», слуховые и зрительные диктанты
Пропевание серии звуков с выделением ударного звука (Ауи, аУи. ауИ) «Послушай и повтори», «Посмотри и спой»
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом «Голосок убежал «
Произнесение гласных в соответствии с заданным логопедом ритмом (а — аа, аа — а, а — аа — а) «Внимательные ушки»
Уровень слогов
Вызывание и закрепление звукоподражаний (ам, му, ко-ко, ай и т.д.) «Кто как говорит?», «Далеко и близко», «Дом маленький, дом большой», «Чей домик?», «Ёжик», «Музыкальные инструменты», «Подскажи словечко», «Гуси»
Увеличение цепочки звукоподражаний до 3 — 4 слогов (ко-ко-ко, ам-ам-ам-ам) «Послушай и повтори», «Будь внимательным», «Часы», «Молоточек», заучивание чистоговорок и двустиший
Определение количества произносимых логопедом слогов (прямые, обратные), выкладывание схемы «Покажи цифру», выкладывание схем
Воспроизведение слоговых сочетаний со сменой ударения «Послушай и повтори», «Назови ударный слог»
Определение и называние ударного слога в цепочке услышанных слогов «Будь внимательным»
Наращивание количества слогов «Скажи на один больше, чем я»
Уменьшение количества слогов «Скажи на один меньше, чем я»
Самостоятельное составление слоговой цепочки «Веселый кубик»
Подбор слога к схеме «Придумай слог»
Чтение цепочек слогов по звуковым символам или буквам «Прочитай»
Изменение порядка звуков в слоге «Скажи наоборот»
Воспроизведение слоговых цепочек со стечением двух согласных и гласного звука впереди (апта -апто — апту — апты) «Внимательные ушки»
Воспроизведение слоговых цепочек с наращиванием одного согласного звука (па — тпа, ка — тка) «Послушай и повтори»
Воспроизведение слоговых цепочек со стечением двух согласных и сменяемой гласной в конце каждого слога (пта — пто — пту — пты) «Будь внимательным»
Воспроизведение слоговых сочетаний со сменой позиции согласных звуков в их стечении (пта — тпа, мта — тма) «Звуки меняются местами»
Уровень слов
Воспроизведение двусложных слов с повторяющимися слогами «Узнай, кто это?»
Воспроизведение двусложных слов из открытых слогов (1-й тип слоговой структуры) «Конец слова за тобой». «Найди и назови», «Выполни команду», «Чего не стало?», «Закончи предложение», «Подскажи словечко», «Кого ты видел в зоопарке?»
Воспроизведение 3-хсложных слов из открытых слогов (2-й тип слоговой структуры) «Какое слово получилось?». «Кто у кого?», «Закончи предложение», «Назови слово правильно», «Что ты делаешь?», «Чьи вещи?», «Узнай слово по гласным», «Найди лишнее слово»
Воспроизведение односложных слов из закрытого слога (3 тип слоговой структуры) «Договори слово», «Назови один предмет», «Выбери картинку», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Отгадай загадки», «Назови пять предметов», «Подскажи словечко»
Воспроизведение двусложных слов с закрытыми слогами (4-й тип слоговой структуры) «Какое слово получилось», «Добавь звук», «Назови ласково», «Назови один предмет», «Кто как передвигается», «Что ты будешь делать?», «Чьи предметы?», «Отгадай загадки», «Подскажи словечко»
Воспроизведение и самостоятельное называние двусложных слов со стечением согласных в середине слова (5-й тип слоговой структуры) «Конец слова за тобой», «Назови ласково», «Один — несколько», «Четвертый — лишний», «Узнай ветку», «Ответь на вопросы», «Скажи наоборот», «Чего нет?», «Составь предложение», «Подскажи словечко»
Воспроизведение и самостоятельное называние двусложных слов из закрытых слогов (6-й тип слоговой структуры) «Назови ласково», «Ответь на вопросы», «Чего (кого) нет?», «Один — пять», «Образуй слова», «Кто это?», «Прятки», «Подбери картинку», «Закончи предложение», «Подскажи словечко»
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов с закрытым слогом (7-й тип слоговой структуры) «Назови ласково», «Назови детенышей», «Один — пять», «Подумай и ответь», «В зоопарке», «Подскажи словечко», «Образуй слова», «Чей хвост?», «Скажи наоборот», «Сложные слова», «Профессии»
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов со стечением согласных (8-й тип слоговой структуры) «Подскажи словечко», «Сложные слова», «Придумай предложение», «Назови ласково», игра с мячом
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов со стечением согласных звуков и закрытым слогом (9-й тип слоговой структуры) «Подбери рифму», «Слово к слову», «Придумай сказку», «Много чего?», «Исправь ошибку», игра с мячом
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов с двумя стечениями согласных звуков (10-й тип слоговой структуры) «Посчитай предметы», «Подскажи словечко», «Сложные слова», «Назови действия», «Точка, точка — два платочка»
Воспроизведение и самостоятельное называние односложных слов со стечением согласных в начале слова (11-й тип слоговой структуры) «Подскажи словечко», «Придумай предложение», «Назови картинки», «Добавь первый звук», «Закончи слово», «Один — много», «Чего (кого) нет?», «Назови общую часть слов», «Назови четвертое слово», «Подумай и ответь»
Воспроизведение и самостоятельное называние двусложных слов с двумя стечениями согласных (12-й тип слоговой структуры) «Добавь слог КА», «Какое слово получилось», «Назови ласково», «Образуй слова», «Назови четвертое слово», «Скажи наоборот», «Сравни предметы», «Ответь на вопросы», «исправь предложения»
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова (13-й тип слоговой структуры) «Добавь слог КА», «Какое слово получилось?», «Назови ласково», «Подбери картинку», «Подумай и ответь», «Образуй слова», «Закончи предложение», «Профессии», «Образуй новые слова»
Воспроизведение и самостоятельное называние четырехсложных слов, состоящих из открытых слогов (14-й тип слоговой структуры) «Добавь слог», «Какое слово получилось?», «Назови несколько предметов», «Назови законченное действие», «Образуй слова», «Чья, чьё?», «Ответь на вопросы», «Кому нужны эти предметы?», «В зоопарке»

Список использованной литературы:

  1. З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» — СПб,: ДЕТСТВО-ПРЕС, 2001.
  2. С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. 2-е изд.» — М.: ТЦ Сфера, 2014.
  3. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм. развитие чувства ритма у детей» — СПб,: ИЗДАТЕЛЬСТВО «КОМПОЗИТОР», 2005.
  4. Т.А. Ткаченко «Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь» М.: Книголюб, 2008.
  5. Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений» — М.: Национальный книжный центр, 2017.