Перспективное планирование коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова
Цели | Игры и упражнения |
Подготовительный этап | |
Работа на невербальном материале | |
Развитие слухового восприятия. Формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. | «Поручение», «Покажи», «Будь внимательным», «Где постучали?», «Где звенит?». «Найди игрушку», «Слушай внимательно» |
Знакомство с простыми музыкальными инструментами (дудочка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик). Обучение узнаванию музыкального инструмента на слух без зрительного подкрепления, показ музыкального инструмента. | «Что звучит?», «Погреми также» |
Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, слуховой памяти на материале неречевых звуков. | «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Где позвонили», «Сколько раз ударили в бубен?», «На чем играют?», «Найди игрушку», «Жмурки с погремушкой» |
Работа над ритмом: Отхлопывание в ладоши Отстукивание мячом об пол Воспроизведение ритма на музыкальных инструментах |
«Послушай и повтори», «Будь внимательным», «Внимательные ушки», «Хлопай как я», «Топай как я», «Наши гости», «Барабанщики», «Упражнения с ладошками». «Игры с палочками» |
Определение количества звуковых сигналов | «Слушай внимательно», «Покажи карточку», «Послушай и нарисуй» |
Соотнесение ритма с ритмическим рисунком | «Внимательные ушки», «Посмотри и отстучи», «Гусеница» |
Выделение части ритма ударением | «Послушай и повтори», «Будь внимательным» |
Дифференциация громких и тихих звуков | «Хлопай как я», «Тихо — громко» |
Дифференциация долгих и коротких звуков | «Поиграй как я «, «Внимательные ушки» |
Развитие подражательности | «Делай как я». Игры сопровождающиеся речью: «Новый мяч», «Ботинки», «Кроватка», «Стул», «Ёлочка», «Игрушка», «Каша», «Чашка», «Петух», «Корова», «подарок маме», «Конь», «Тигренок», «Башмачок» |
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку | Маршировка, легкий бег, ходьба |
Развитие динамического праксиса рук | «Покажи ладошки — спрячь ладошки», «Камень — солнышко — забор», «Кулак — ребро» |
Развитие рецепрокной координации рук: выполнение упражнений одновременно обеими руками | «Кулак левой — ребро правой» |
Графические упражнения на переключение | «Продолжи строку» |
Работа на вербальном уровне | |
Формирование простых временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний) | «Репка», «Колобок», «Посмотри и покажи», «Подумай и раскрась», «Выполни задание» |
Дифференциация звуков по силе (тихо — громко). Различение громкой и шепотной речи, выполнение инструкций, предъявленных шепотом | «Поручение», «Внимательные ушки», «Тихо — громко» |
Дифференциация звуков по тембру и эмоциональной окраске | «Три медведя», «Кто сказал: мама или детеныш?», «Кто кричит?», «Догадайся», «Колобок», «Бабушка очки надела» |
Дифференциация долгих и коротких звуков | «Звучащий клубок», «Песенки солнышек» |
Узнавание правильно произносимых слов | «Покажи картинку», «Подними флажок», «Слушай внимательно» |
Различение слов близких по звуковому составу | «Послушай и покажи», «Найди пару» |
Различение длинных и коротких слов | «Часы», «Найди пару», «Кот и котенок» |
Деление слов на слоги (отхлопывание, отстукивание, выкладывание фишками и т.д.) | «Будь внимательным», «Хлопай как я», «Делим слово на части», «Имена». «паровоз», «Конфеты — галеты», «Доктор дятел», «Как назвать щенка?» |
Проговаривание прямых одинаковых слогов | «Повтори за мной» |
Воспроизведение слоговых сочетаний с разными согласными и гласными звуками | «Песенки зверей» |
Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками | «Внимательные ушки» |
Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками | «Научи зверюшек», «Надень колечки», «Пальчики здороваются» |
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости | «Послушай и повтори», «Большие и маленькие» |
Коррекционный этап Уровень гласных звуков |
|
Плавное произнесение на одном выдохе гласных звуков: — с постепенным наращиванием их количества (ау. ауи, ауиэ) — с изменением места гласного в ряду (ау. уа. ауи, аиу) |
«Внимательные ушки». «Послушай и повтори» |
Соотнесение количества повторений звука с точками на кубике, с хлопками логопеда, ударами в бубен и т.д. | «Веселый кубик», «Будь внимательным» |
Знакомство с символами гласных звуков. Пропевание серии звуков с четкой артикуляцией, повторение за логопедом по звуковым символам, чтение по буквам. Слуховые и зрительные диктанты | «Покажи символ», «Внимательные ушки», «Звуковые дорожки», слуховые и зрительные диктанты |
Пропевание серии звуков с выделением ударного звука (Ауи, аУи. ауИ) | «Послушай и повтори», «Посмотри и спой» |
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом | «Голосок убежал « |
Произнесение гласных в соответствии с заданным логопедом ритмом (а — аа, аа — а, а — аа — а) | «Внимательные ушки» |
Уровень слогов | |
Вызывание и закрепление звукоподражаний (ам, му, ко-ко, ай и т.д.) | «Кто как говорит?», «Далеко и близко», «Дом маленький, дом большой», «Чей домик?», «Ёжик», «Музыкальные инструменты», «Подскажи словечко», «Гуси» |
Увеличение цепочки звукоподражаний до 3 — 4 слогов (ко-ко-ко, ам-ам-ам-ам) | «Послушай и повтори», «Будь внимательным», «Часы», «Молоточек», заучивание чистоговорок и двустиший |
Определение количества произносимых логопедом слогов (прямые, обратные), выкладывание схемы | «Покажи цифру», выкладывание схем |
Воспроизведение слоговых сочетаний со сменой ударения | «Послушай и повтори», «Назови ударный слог» |
Определение и называние ударного слога в цепочке услышанных слогов | «Будь внимательным» |
Наращивание количества слогов | «Скажи на один больше, чем я» |
Уменьшение количества слогов | «Скажи на один меньше, чем я» |
Самостоятельное составление слоговой цепочки | «Веселый кубик» |
Подбор слога к схеме | «Придумай слог» |
Чтение цепочек слогов по звуковым символам или буквам | «Прочитай» |
Изменение порядка звуков в слоге | «Скажи наоборот» |
Воспроизведение слоговых цепочек со стечением двух согласных и гласного звука впереди (апта -апто — апту — апты) | «Внимательные ушки» |
Воспроизведение слоговых цепочек с наращиванием одного согласного звука (па — тпа, ка — тка) | «Послушай и повтори» |
Воспроизведение слоговых цепочек со стечением двух согласных и сменяемой гласной в конце каждого слога (пта — пто — пту — пты) | «Будь внимательным» |
Воспроизведение слоговых сочетаний со сменой позиции согласных звуков в их стечении (пта — тпа, мта — тма) | «Звуки меняются местами» |
Уровень слов | |
Воспроизведение двусложных слов с повторяющимися слогами | «Узнай, кто это?» |
Воспроизведение двусложных слов из открытых слогов (1-й тип слоговой структуры) | «Конец слова за тобой». «Найди и назови», «Выполни команду», «Чего не стало?», «Закончи предложение», «Подскажи словечко», «Кого ты видел в зоопарке?» |
Воспроизведение 3-хсложных слов из открытых слогов (2-й тип слоговой структуры) | «Какое слово получилось?». «Кто у кого?», «Закончи предложение», «Назови слово правильно», «Что ты делаешь?», «Чьи вещи?», «Узнай слово по гласным», «Найди лишнее слово» |
Воспроизведение односложных слов из закрытого слога (3 тип слоговой структуры) | «Договори слово», «Назови один предмет», «Выбери картинку», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию», «Отгадай загадки», «Назови пять предметов», «Подскажи словечко» |
Воспроизведение двусложных слов с закрытыми слогами (4-й тип слоговой структуры) | «Какое слово получилось», «Добавь звук», «Назови ласково», «Назови один предмет», «Кто как передвигается», «Что ты будешь делать?», «Чьи предметы?», «Отгадай загадки», «Подскажи словечко» |
Воспроизведение и самостоятельное называние двусложных слов со стечением согласных в середине слова (5-й тип слоговой структуры) | «Конец слова за тобой», «Назови ласково», «Один — несколько», «Четвертый — лишний», «Узнай ветку», «Ответь на вопросы», «Скажи наоборот», «Чего нет?», «Составь предложение», «Подскажи словечко» |
Воспроизведение и самостоятельное называние двусложных слов из закрытых слогов (6-й тип слоговой структуры) | «Назови ласково», «Ответь на вопросы», «Чего (кого) нет?», «Один — пять», «Образуй слова», «Кто это?», «Прятки», «Подбери картинку», «Закончи предложение», «Подскажи словечко» |
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов с закрытым слогом (7-й тип слоговой структуры) | «Назови ласково», «Назови детенышей», «Один — пять», «Подумай и ответь», «В зоопарке», «Подскажи словечко», «Образуй слова», «Чей хвост?», «Скажи наоборот», «Сложные слова», «Профессии» |
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов со стечением согласных (8-й тип слоговой структуры) | «Подскажи словечко», «Сложные слова», «Придумай предложение», «Назови ласково», игра с мячом |
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов со стечением согласных звуков и закрытым слогом (9-й тип слоговой структуры) | «Подбери рифму», «Слово к слову», «Придумай сказку», «Много чего?», «Исправь ошибку», игра с мячом |
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов с двумя стечениями согласных звуков (10-й тип слоговой структуры) | «Посчитай предметы», «Подскажи словечко», «Сложные слова», «Назови действия», «Точка, точка — два платочка» |
Воспроизведение и самостоятельное называние односложных слов со стечением согласных в начале слова (11-й тип слоговой структуры) | «Подскажи словечко», «Придумай предложение», «Назови картинки», «Добавь первый звук», «Закончи слово», «Один — много», «Чего (кого) нет?», «Назови общую часть слов», «Назови четвертое слово», «Подумай и ответь» |
Воспроизведение и самостоятельное называние двусложных слов с двумя стечениями согласных (12-й тип слоговой структуры) | «Добавь слог КА», «Какое слово получилось», «Назови ласково», «Образуй слова», «Назови четвертое слово», «Скажи наоборот», «Сравни предметы», «Ответь на вопросы», «исправь предложения» |
Воспроизведение и самостоятельное называние трехсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова (13-й тип слоговой структуры) | «Добавь слог КА», «Какое слово получилось?», «Назови ласково», «Подбери картинку», «Подумай и ответь», «Образуй слова», «Закончи предложение», «Профессии», «Образуй новые слова» |
Воспроизведение и самостоятельное называние четырехсложных слов, состоящих из открытых слогов (14-й тип слоговой структуры) | «Добавь слог», «Какое слово получилось?», «Назови несколько предметов», «Назови законченное действие», «Образуй слова», «Чья, чьё?», «Ответь на вопросы», «Кому нужны эти предметы?», «В зоопарке» |
Список использованной литературы:
- З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» — СПб,: ДЕТСТВО-ПРЕС, 2001.
- С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. 2-е изд.» — М.: ТЦ Сфера, 2014.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм. развитие чувства ритма у детей» — СПб,: ИЗДАТЕЛЬСТВО «КОМПОЗИТОР», 2005.
- Т.А. Ткаченко «Фонематическое восприятие: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь» М.: Книголюб, 2008.
- Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений» — М.: Национальный книжный центр, 2017.