Картотека игр по формированию слоговой структуры слов

image_pdfimage_print

Картотека игр по формированию слоговой структуры слов (слоговой анализ и синтез)

Начало и конец слова

Цели: показать детям, что слоги (части) в слове, как и звуки, следуют друг за другом;
что в слове есть начало и конец;
учить детей самостоятельно подбирать слова с определенной частью (слогом), а также находить слова, начинающиеся с последнего слога услышанного слова.

Отгадай слово

Ребенок загадывает слово, говорит его начало (1-ю часть). Дети отгадывают, придумывая слова, которые начинаются на заданный слог. Если кто-то угадал, ведущий говорит «Стоп!» и показывает слово по полоске.

Теперь ведущим становится тот, кто отгадал первое слово. Он загадывает свое слово и называет его 1-ю часть.

Купи игрушку

Наглядный материал: игрушки: мяч, кукла, лиса, мишка, Петрушка, собака, Буратино, Чебурашка.

Каждому играющему задание — купить игрушку. в названии которой 2 слога. Игрушки разложены на столе. Ребенок покупает игрушку, четко произносит название. затем делит его на слоги, произносит отдельно каждый слог, определяет их количество.

Затем покупаются игрушки, в названии которых 3 слога. Когда проанализируют все ответы, педагог выясняет, почему никто не стал покупать, мяч, Буратино и Чебурашку.

Конец слова за тобой

Наглядный материал: бумажная полоска размером 50 х 5 см, указка.

Педагог: «Посмотрите на эту полоску. В ней как будто спрятаны слова. Слова разные, но начало у них одинаковое — часть СА.
(Педагог ведет указкой по полоске слева направо, затем возвращается к началу полоски, показывая, что здесь находится начало слова)
Какие же это слова? Поищем их. СА ….»

Ребенок придумывает слово, повторяет его и показывает указкой на полоске.

Слова: сани, салазки, салют, сапоги, самолет, сачок, Саша и др.

Педагог делает вывод. что слов, которые начинаются на СА- очень много. Один из детей повторяет все слова.

Затем дети вспоминают слова с другой начальной частью.

Догадайтесь сами

Педагог сообщает детям, что Петрушка прислал письмо с новым заданием:»Сочините, ребята, маленькую сказочку про меня. Но слова в этой сказке должны быть только из 2х и 3-х слогов. Например, как эти мои слова: Веселый Петрушка любит сказки. Вашу сказку пришлите скорей.»

Дети определяют состав этих фраз и приступают к выполнению задания. Сказка может быть примерно такой:

Утром Петрушка пошел гулять . Встретил ежика. Пошли вместе. Навстречу волчище идет. Страшно стало Петрушке. Выгнул спину ежик, выставил иголки. Серый убежал. «Спасибо, дружок, — сказал Петрушка».

В слове есть части — слоги

Цели: продолжать учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова;
отчетливо произносить каждую часть слова;
самостоятельно преобразовывать слова из 2 слогов в слова трехсложные.

Подберем куклам одежду

Наглядный материал: две куклы и кукольная одежда.

Имя этой куклы состоит из 2х частей. Как ее зовут?
А как назовем эту куклу, ее имя из 3х частей?
Подберем куклам одежду, Нине — все вещи, названия которых состоят из 2х частей, Наташе — из 3х.

Дети подбирают одежду, выясняя сколько частей в каждом названии, их последовательность.

Почему никто не предложил для кукол ПЛАЩ, ШАРФ?

Дети могут называть и цвет одежды, и действия с ней (шьет, гладит, стирает и т.д.)

Что нам написал Петрушка?

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, названия которых состоят из 2 или 3 слогов, доска, разделенная на 2 части, вверху изображены клетки — квадраты: слева их 2, справа — 3.

Задание: Педагог читает письмо Петрушки:»Дети, вспомните, пожалуйста, птиц. в названии которых только 2 слога (части). Найдите картинку с изображением птицы, еще раз произнесите название так, чтобы хорошо были слышны его части, и поставьте на доску туда, где для каждой части есть своя клетка.

Найди вкусное слово

Педагог: «Сегодня мы будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных блюд. Но, выбирая названия, нужно помнить, чтобы слова состояли только из 2 или 3 частей. Ребята, которые сидят слева, будут называть лакомства из 2х частей, а справа — из 3х. Какие слова со звуками Л, Ль вы можете предложить к чаю?»

(вафли, калач, лимон, халва, пастила, бублики, леденцы, шоколад)

После анализа слогового состава названных слов педагог выясняет, почему никто не предложил ПИРОЖНОЕ. в конце занятия подсчитывается количество названных детьми слов каждого ряда.

Петрушка прислал задания

Наглядный материал: три конверта с письмами-заданиями.

Педагог читает задания Петрушки:

1. Угадайте, что за слово, если его первая часть ША-? Зарисуйте все эти слова.

2. Первая часть задуманного мной слова БУ-. Что это за слово?

Дети выполняют задание. педагог читает дальше: «Моего друга зовут Буратино. Называли ли вы его? Кто называл?»

3. Это задание потруднее: начинается мое слово частью МА, но в других частях, которые звучат после первой МА, есть звук Ш. Кто из вас сообразительный?

Дети называют слова. каждое анализируется.

— Мое слово МАШИНА. Прав ли я? Есть ли в этом слове первая часть МА и звук Ш?

Устроим зоопарк

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

Педагог раздает детям картинки, и каждый должен описать это животное, указав, сколько частей в его названии.

Например: У этого животного длинные уши, короткий хвост, густая, короткая шерсть. Он любит морковку и умеет быстро бегать. В его названии 2 части.

Ребята догадываются. что это заяц. Картинка с изображением зайца помещается на доску, которая разделена на 3 части: для зверей с односложными, двусложными и трехсложными названиями.

Задание можно усложнить, предложив назвать одно и то же животное словами, состоящими из 1 -3 слогов. Картинки помещаются в трех частях доски.