Сукцессивные функции — операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности. Их можно рассматривать как синтез нескольких психических функций: восприятия, памяти, мышления, составляющих функциональный базис речи. У детей с ОНР все психические функции созревают в замедленном темпе, что обусловливает несформированность сукцессивных процессов.
Нарушение сукцессивные функции в дальнейшем может привести к трудностям формирования навыков чтения и письма, поскольку эти функции лежат в основе фонематических восприятия, анализа и оптико-пространственных представлений.
От возможности ребенка воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить последовательности звуков или букв зависит его способность овладеть навыками чтения и письма.
Предлагаемая система коррекционной работы направлена на преодоление недоразвития сукцессивных функций и формирования у детей механизмов перекодирования воспринимаемых последовательностей. Она включает серии дидактических упражнений. При их подборе учитывается переход от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от предметного уровня к символическому, от контрастного к оттенкам, от общего к частному.
Для формирования процессов перекодирования воспринимаемых последовательностей используются задания на полоске бумаги детям предлагаются варианты их выполнения:
- выкладывание в определенной последовательности слева направо от первого к последнему предмету или изображению;
- выкладывание последовательных серий геометрических фигур;
- рисование воспринимаемых рядов изображений;
- раскладывание предметов в последовательности восприятия их аромата;
- раскладывание предметов в последовательности их тактильного восприятия;
- последовательное воспроизведение звуковых ритмов.
Выполнение дидактических упражнений обязательно включает этап самопроверки выполненного задания, когда ребенок сравнивает последовательности предметов или изображений на своей полоске с полоской образцом. Это позволяет формировать навыки самоконтроля и саморегуляции.
Начиная с младшего дошкольного возраста детям предлагаются упражнения (с постепенным усложнением) на развитие восприятия последовательностей звуков речевых и неречевых действий, пространственного расположения предметов, изображений , звукоритмов, символов, вербальных, обонятельных и осязательных стимулов.
Развитие сукцессивных процессов у дошкольников с ОНР способствует последующему формированию комплексных навыков письменной речи и чтения.
Дидактические упражнения для детей 3-5 лет
«Кто тебя позвал?»
Педагог предлагает послушать, каким голосом ребенка позовут мишка, мышка, петушок. Затем ребенок отворачивается и слушает подряд все игрушки. Педагог просит посадить игрушки на полоску — «скамеечку». слева сядет тот, кто позвал ребенка первым, в центре — тот, кто позвал вторым, справа — тот, кто позвал последним.
Проверка осуществляется при повторном озвучивании игрушек и соотнесении с полоской-образцом, на которой уже «сидят» аналогичные игрушки.
«Узор на полоске»
Педагог просит ребенка назвать фигуры на полоске (круги, контрастные по цвету или размеру). Сначала предлагаются две фигуры слева и справа, далее три фигуры. Затем педагог прячет полоску, а ребенка просит выложить такой же узор на другой полоске бумаги. Далее он достает полоску-образец и проверяет вместе с ребенком правильность выполнения задания.
«Зарядка»
Педагог показывает ребенку полоску с картинками-схемами, на которых слева — человек с поднятыми руками, в середине — с руками на поясе, справа — с опущенными руками. после беседы по картинкам педагог убирает полоску-образец и просит ребенка выполнить последовательно все три упражнения. Затем достает картинку и контролирует действия ребенка.
Дидактические упражнения для детей 5-7 лет
«Найди пару»
Педагог раскладывает перед ребенком карточки с последовательным расположением трех, затем пяти элементов (изображений предметов). На первом этапе предлагается найти карточку-пару среди других карточек. Затем ребенку нужно запомнить последовательность предметов. Далее педагог закрывает полоску-образец и предлагает самостоятельно нарисовать на своей полоске предметы в той же последовательности.
После упражнения обязателен этап контроля. ребенок прикладывает свою полоску к полоске-образцу и проверяет правильность выполнения задания: поочередно подносит указательный палец к полоске-образцу и к своей полоске.
«Соберем бусы для мамы»
Педагог предлагает ребенку полоску с изображением нитки и бусин разного размера и цвета. Ребенку предлагается запомнить последовательность бусин, затем собрать бусы без опоры на образец.
Далее осуществляется этап контроля путем сличения собранных бус с полоской-образцом. Затем ребенку предлагается нарисовать без опоры на образец и собранные бусы последовательность бусин на полоске бумаги. Далее ребенок проверяет правильность выполнения задания.
«Внимательные пальчики»
Педагог предлагает ребенку для рассматривания и ощупывания последовательность расположенных на полоске брусков с покрытием из различных материалов. Далее ребенку завязывают глаза и, ориентируясь на тактильные ощущения, он выкладывает последовательность брусков на своей полоске.
Затем проверяется правильность выполнения задания путем тактильного и зрительного сличения брусков на полоске-образце и своей полоске.
«Чуткий носик»
Педагог предлагает ребенку понюхать расставленные на полоске в определенной последовательности контейнеры с различными наполнителями. Воспитанник закрывает глаза и по запаху расставляет контейнеры по порядку.
Затем ребенок открывает глаза и проверяет правильность выполнения задания.
«Фотография с прогулки»
Педагог предлагает представить ребенку, что он отправился на прогулку в лес. Воспитанник последовательно слушает голоса птиц, рассматривает слайды с их изображением. Затем педагог предлагает представить, что он вернулся в детский сад, и просит разложить на полоске фотографии птиц в той же последовательности, в какой он слышал их голоса.
На этапе контроля ребенок выполняет самопроверку выполнения задания (прослушивает голоса птиц и сравнивает расположение фотографий на полоске образце и своей полоске).
«Буквы в строю»
Педагог предлагает ребенку назвать сочетания букв, написанных на полоске слева, в центре и справа, и и запомнить их последовательность. Затем образец убирают. Воспитанник должен разложить карточки с буквами на полоске в той же последовательности.
На этапе контроля ребенок выполняет самопроверку путем приложения своей полоски к полоске-образцу, соотнося написанные и выложенные буквы (используя указательный палец ведущей руки).
Систематическое и многократное выполнение предлагаемых упражнений позволяет сформировать сукцессивные функции, навыки саморегуляции и самоконтроля, развивает восприятие , внимание и память, поднимает на новый уровень произвольность психических процессов.
Список использованных источников:
- Горчакова А.М. Система коррекционно-логопедической работы по формированию сукцессивных функций у детей с нарушениями речи.
Логопедия. 2004. № 1 - Романова А.В. Формирование сукцессивных функций у детей 3-7 лет с ОНР.
Логопед. 2018. № 2 - Интернетресурсы.