Развитие речи

image_pdfimage_print

Развитие речи детей через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Современный детский сад — место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Эмоциональная отзывчивость дошкольника формируется через обращение к искусству, музыке, литературе. Игра — основная деятельность ребенка. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие для развития интеллекта. психических процессов. личности в целом. Игра и игровые упражнения повышают умственную активность. совершенствуют речевые навыки. И особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, связности — с другой, в театрализованных играх взаимосвязаны. В них есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей принадлежит педагогу. который знакомит детей с художественными произведениями. Дети вначале выступают зрителями, они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимом для участия в театрализованных играх. Речь педагога служит образцом для подражания. ребята наблюдают, как взрослый говорит за персонажей, имитирует ролевые движения. Особое внимание при этом уделяется анализу игры., характеристике действий, совершаемых предметами, явлениями, их значению. Дошкольники сравнивают героев, выявляют отличительные признаки предметов, «оживающих» в театрализованных играх.

Я организую различные упражнения: «Пройди, как кошка, как медведь», «пробеги, как собака, как волк. как мышка «. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть. Также организую прослушивание аудиозаписей для эмоционального восприятия образного содержания сказки.

В театрализованных играх можно использовать музыку, подчеркивающую характер героев и помогающую ребятам имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется чувство ритма. А движения, сопровождаемые репликами, стихами. пением. в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

Театрализованные игры пронизывают все этапы работы над речью детей: от развития ее понимания в младшей группе до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать текст интонационно, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр в подготовительной к школе группе. Они могут иметь разные варианты — это и игры-драматизации, и инсценировки всего произведения или его части, и появление сказочного персонажа на занятиях по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.

При организации театрализованных игр я использую различные виды театра: кукольный, бибабо, на фланелеграфе, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек, шапочки героев. костюмы и т.д.

Итак, театрализованная игра способствует развитию личности ребенка в целом и его речи в частности. Используя театрализованную игру, педагог может ненавязчиво и непринужденно в игровой. понятной детям форме развивать и отрабатывать лексико-грамматические категории.

Очень важно в этой работе учитывать взаимосвязанную роль воспитателей и логопеда. Воспитатели знакомят детей с художественным произведением и в театрализованной игре ставят на первое место воспитательные, нравственные задачи. Логопед, опираясь на полученные детьми знания, продолжает работу. в свою очередь выдвигая на первый план речевые задачи. Отработанные логопедом грамматические категории воспитатели частично включают в свои занятия.

В младшей группе инсценировка потешек, русских народных сказок создает эмоциональный настрой и желание повторять, договаривать, проговаривать короткие слова и предложения.

В старшей и подготовительной группах лексико-грамматические категории, а также материал художественных произведений , с которыми знакомятся дети, усложняется. Пропадает прямая связь между грамматической категорией и художественным произведением, как в младшей и средней группах. Поэтому мы в каждой театрализованной игре решаем несколько речевых задач. Театрализованная игра хорошая основа для обучения детей. Она, с одной стороны, закрепляет навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывает потребность в познании нового, расширяет кругозор, знания об окружающем мире, учит совместным действиям и переживаниям.